Как получить компенсацию за потерянное на Донбассе и в Крыму имущество

Возмещения ущерба, причиненного в так называемой зоне проведения антитеррористической операции в Луганском и Донецком регионах, можно требовать как от Российской Федерации, так и от Украины

С конца февраля 2014 года войска РФ в военной форме без опознавательных знаков начали оккупацию Крымского полуострова, в результате 21 марта 2014 года властью РФ был принят Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

После незаконной аннексии Крыма, в апреле 2014 года Российская Федерация начала вторую фазу вооруженной агрессии против Украины, во время которой контролируемые, руководимые и финансируемые спецслужбами Российской Федерации вооруженные бандитские формирования провозгласили создание "Донецкой народной республики" и "Луганской народной республики". Вследствие военной агрессии РФ в отношении Украины Верховной Радой Украины было принято Постановление от 17 марта 2015 года "О признании отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей временно оккупированными территориями".

Многие физические лица и предприятия вследствие проводимых на территории Луганской и Донецкой областей антитеррористических действий потеряли принадлежащее им имущество, которое было разбомблено, взорвано или просто захвачено оккупантами.

Следует сказать, что возмещения ущерба, причиненного в так называемой зоне проведения антитеррористической операции, можно требовать как от Российской Федерации, так и от Украины.

Прежде всего, важно надлежащим образом зафиксировать уничтожение или повреждение имущества или его захват посторонними лицами. Так, уничтожение (повреждение) имущества может быть зафиксировано специальной комиссией, состоящей из должностных лиц местного совета, а также сотрудниками Службы чрезвычайных ситуаций. Захват имущества необходимо фиксировать путем обращения в правоохранительные органы.

При этом если добиваться возмещения ущерба от Украины, то обращаться следует в Службу безопасности Украины, которая уполномочена на расследование дел, связанных с совершением террористических актов. Важно проконтролировать, чтобы уголовное производство было открыто именно по факту совершения террористического акта, а не хулиганства или какому-нибудь другому составу. В ходе следствия можно требовать от следователей СБУ предоставления предварительного заключения о совершении террористического акта группировками "ДНР/ЛНР", что и станет основанием для возмещения ущерба Украиной.

Дело в том, что по Закону Украины "О борьбе с терроризмом" возмещение ущерба, причиненного гражданам террористическим актом, производится за счет средств Государственного бюджета Украины с последующим взысканием суммы этого возмещения с лиц, которыми причинен ущерб.

Для достижения положительного результата по возмещению ущерба важно установить, что причиной причинения ущерба стало именно совершение террористического акта определенными лицами или террористическими организациями (таковыми, в частности, признаны "ДНР/ЛНР"), а также установить размер ущерба.

В актах, которые составляются органами местной власти, указывается ориентировочный размер причиненного ущерба, однако он активно оспаривается ответчиками в судах и поэтому представляется целесообразным его подтверждение путем проведения экспертизы материального ущерба, которая может быть проведена и без выезда на место события (по документам, подтверждающим стоимость имущества — технический паспорт, фотоизображения, документы бухгалтерского учета и т.п.).

Также немаловажным аспектом является определение ответчика по возмещению ущерба, причиненного вследствие террористического акта. Представляется возможным заявление в качестве такого ответчика как Кабинета министров Украины, так и отдельных министерств (Минрегионразвития, Минфин) и правоохранительных органов (Служба безопасности Украины, МВД) и силовых ведомств (Министерство обороны Украины), к компетенции которых отнесено обеспечение борьбы с терроризмом, а также Госказначейства, уполномоченного на распоряжение бюджетными средствами.

Очень часто в судебных процессах эти ответчики ссылаются на отсутствие специального законодательства, определяющего порядок возмещения ущерба, причиненного террористическим актом, отсутствие специальных бюджетных счетов и средств в бюджете, отсутствие доказательств совершения террористического акта и необоснованность размера заявленного ущерба. Однако разъяснения Европейского суда по правам человека сводятся к тому, что лицо, чьи права собственности были ущемлены вследствие ненадлежащего обеспечения безопасности государством, имеет право на возмещение причиненного ущерба, независимо от каких-либо бюрократических препятствий, как-то отсутствие специального законодательства или бюджетных счетов.

Если в Европейском суде по правам человека добиться положительного результата по возмещению Украиной причиненного вследствие теракта ущерба вполне реально, то в украинских судах добиться положительного результата до последнего времени было практически невозможно. Суды находили сотни причин для отказа. Однако 15 марта 2016 года было принято первое решение украинского суда, обязывающее Украину возместить ущерб, причиненный террористическим актом. Лед тронулся. Надеемся, что данное решение будет еще не раз повторено другими судьями.

Что же касается возмещения ущерба со стороны РФ, то в данном случае отсутствует необходимость прохождения всех судебных инстанций перед обращением в Европейский суд по правам человека. Достаточно обратиться в следственный комитет РФ и, дождавшись их бездействия, можно обращаться в ЕСПЧ.

Таким образом, добиться возмещения ущерба, причиненного физическим лицам и предприятиям в зоне АТО, вполне реально, хотя и требует целого комплекса действий по сбору доказательств и убеждению судебных органов в их состоятельности.