Бизнес-инкубаторы Украины: Wannabiz

Цель Wannabiz — вырастить стартап, который сможет стать украинским брендом


Идея создания бизнес-инкубатора в Одессе почти одновременно пришла трем одесситам. Каждый из них к тому моменту уже преуспел в IT-индустрии. Александр Борняков в 2007 году основал собственные софтверные компании SoftTechnics и VertaMedia. Специалист по интернет-маркетингу Артем Бородатюк шесть лет развивал свою студию Netpeak — по поисковой оптимизации и маркетингу в соцсетях. Вадим Роговский имел опыт разработки приложений для социальных сетей, запускал международную рекламную платформу Clickky, а в конце 2011-го участвовал в запуске сервиса для размещения рекламы в социальных сетях AdCenter.

Будущие партнеры нередко пересекались на специализированных конференциях — идея бизнес-инкубатора витала в воздухе. Однажды, разговорившись на эту тему, они очень быстро согласовали общее видение. От замысла до запуска прошло всего несколько месяцев. Процессу крепко помог Александр Борняков — он является депутатом Одесского областного совета. "Бизнес-инкубатор для меня еще и социальный проект, который, по задумке, должен помочь объединить талантливую молодежь Одессы", — поясняет он свой интерес к проекту.

Объявив о старте работы бизнес-инкубатора Wannabiz, команде удалось собрать более 200 анкет. "Из них только 10 команд приблизительно понимали, о чем идет речь", — вспоминает Борняков. Изначально партнеры хотели отобрать три стартапа, которым планировали выделить по $20 тыс. Но, просмотрев команды, остановились только на двух проектах.

Первый — стартап цифрового издательства Gutenbergz — уже имел результаты работы. Их цифровая книга — "Приключения Шерлока Холмса" — по версии портала AppAdvice.com, вошла в топ-10 самых популярных книг. Второй проект — сервис заказа билетов на все виды транспорта ReadyTo.Travel.

Оба стартапа после предварительной работы с командой Wannabiz получили по $50 тыс. "посевных" инвестиций. В бизнес-инкубаторе Wannabiz такие проекты входят в класс А, подразумевающий небольшой инкубационный период и инвестирование. Класс В предполагает исключительно консалтинг, а Класс С — менторство и поиск стороннего инвестора.

Сейчас в классе В заявлена единая платформа волонтеров Volo (платформа, позволяющая упростить набор и координацию волонтеров — в том числе и для корпоративных нужд), а в классе С — социальная издательская платформа Knigotopia (мгновенная публикация и продажа электронных книг) и сервис для электронной коммерции "Казначей" (универсальный набор платежных инструментов для e-comers).

Все эти проекты так или иначе ориентированы на внешние рынки. Но, по словам Александра Борнякова, цель Wannabiz — вырастить стартап, который сможет стать украинским брендом.

Wannabiz готов работать со сторонними инвесторами. Но предпочитает искать "деньгодателей" для стартапов среди тех, кто так или иначе связан с IT-индустрией. По словам Александра Борнякова, такие инвестиции в Wannabiz считают "умными", поскольку человеку со стороны зачастую сложно объяснить, почему перспективный с виду стартап иногда выстреливает лишь год-полтора спустя после денежного вливания. Или может прогореть.

Учредители: Вадим Роговский, Александр Борняков, Артем Бородатюк

Управляющий партнер: Вадим Роговский
Год запуска: 2012
Объем инвестиций: $100 тыс. в год
Команда: 5 человек
Количество стартапов: 5

Условия для стартапов: до $50 тыс. (за 5-10%), офис, инфраструктура, менторская и организационная поддержка
Якорные стартапы: Gutenbergz, ReadyTo.Travel