Меж двух огней: как Запад может спасти Украину от торговой агрессии РФ

Констатин Симоненко в новом номере "Инвестгазеты" выяснил, как Россия пытается экономически влиять на Украину и чем Запад может помочь компенсировать возможные потери

После окончания саммита Россия-ЕС в январе этого года глава российского государства обещал вести дела с любым украинским правительством, "какие бы политические силы не были во главе Украины". Уже через полтора месяца РФ отказалась признать новую украинскую власть и даже не признала в ней субъекта, от имени которого были заключены все прежние договоры.

12 марта украинский МИД потребовал от России выполнять положения Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ от 31 мая 1997 года. Прежде всего, из-за фактического одобрения Кремлем отделения Крыма. Но в Москве давно забыли о том, что обещали руководствоваться исключительно экономическими интересами. Тем более что санкции экономического характера регулярно применяются в угоду политическим целям РФ.

Торговая война, развернувшаяся в августе прошлого года как ответ на возможное участие Украины в зоне свободной торговли с ЕС, продолжается до сих пор. Мало того, последние события грозят чуть ли не полной остановкой всех внешнеэкономических контактов между двумя странами. Сумеет ли Украина восполнить эти потери, переориентировавшись на другие рынки?

Восточный фронт

Прошлым летом весь украинский экспорт в Россию был остановлен на неделю. После этого отдельные торговые санкции применялись к производителям кондитерской продукции, фарфора, отдельных видов стекла, вагонов и труб. В результате, по данным Госстата, экспорт украинских товаров в Россию за прошлый год сократился на 14,6% — с $17,6 до $15 млрд. Примерно в том же объеме сократился и импорт.

Эта тенденция сохраняется и в 2014-м. Российские таможенные органы отмечают снижение импорта украинских товаров в январе более чем на треть по сравнению с прошлогодним январем — до $698,3 млн. Российский экспорт в Украину практически не изменился и составил $1,95 млрд. В результате торговое сальдо — в пользу России — составило $1,25 млрд. против $837 млн. годом ранее.

Томаш Фиала, гендиректор инвесткомпании Dragon Capital, напоминает, что если бы мы перестали покупать российские товары, больше пострадала бы российская сторона. Но беда в том, что для Украины критично важен импорт энергоносителей, в первую очередь газа.

Поэтому неудивительно, что вслед за обострением ситуации в Крыму Россия прибегла к излюбленным приемам эконмической войны. 5 марта президент РФ Владимир Путин посчитал, что ситуация в Украине может негативно повлиять на рынок Таможенного союза, и призвал партнеров по ТС проработать меры по защите товаропроизводителей и экспортеров.

Андрей Илларионов, старший научный сотрудник института Cato (США), не верит, что полное прекращение торгового сотрудничества с Россией возможно. Однако считает, что Украине необходимо последовательно работать над переориентацией торговых потоков, снижая уровень зависимости от северного соседа. Возможности этого наглядно продемонстрировали Молдова и Грузия.

Безусловно, существенное сокращение торгового оборота с РФ чревато убытками и сокращением производства для украинских предприятий, ориентированных на российский рынок. Поэтому Украина наверняка будет требовать значительной поддержки со стороны своих западных партнеров, в том числе и финансовой. Ведь для поиска покупателей из других стран или переориентации производства нужно время и значительные материальные ресурсы.

Путь на Запад

В прошлый четверг по инициативе правительства Верховная Рада своим постановлением подтвердила курс на интеграцию в Евросоюз и одобрила первоочередные шаги в этом направлении. Среди неотложных мер — просьба об увеличении финпомощи со стороны Европы, в том числе на внедрение положений будущего Соглашения об ассоциации и проведение реформ. Для этого планируется созвать международную донорскую конференцию. Кроме того, США и Европа обещают помочь с возвращением в Украину средств, полученных незаконным путем, а также диверсифицировать источники и маршруты поставок энергоносителей в страну.

Напомним, 6 марта Евросоюз разделил Соглашение об ассоциации с Украиной на две части — политическую и экономическую — и выразил готовность подписать политическую часть до президентских выборов. При этом торговые преференции Киев получит еще до подписания экономической части. Речь идет о решении Еврокомиссии о временной отмене в одностороннем порядке импортных пошлин на украинские товары до 1 ноября 2014 года. То есть, не дожидаясь вступления в силу Соглашения об ассоциации с ЕС, сразу снизить или вообще отменить таможенные пошлины на украинские товары. Европейский комиссар по вопросам торговли Карл де Гюхт надеется, что Европарламент утвердит отмену пошлин на сессии в апреле. За этим должно последовать решение Совета ЕС, после чего оно будет имплементировано.

Ожидается, что в результате отмены пошлин украинские экспортеры сэкономят на снижении тарифов около 500 млн. евро за первый год. Почти 400 млн. евро приходится на аграрный сектор, представители пищепрома сэкономят 53 млн. евро, а текстильщики — 24,4 млн. евро.

Теоретически решение распространяется на 94,7% украинской промышленной продукции. Также будут снижены ставки для некоторых химических продуктов и других товаров. В отношении АПК преференции будут применены к 82,2% украинского экспорта. На первый взгляд, получение выгоды в 500 млн. евро за счет открытия доступа на европейский рынок сопоставимо с объемами поставок в Россию только за один месяц.

Но здесь важнее не сиюминутная выгода, а долгосрочная перспектива доступа на рынки Европы. Например, для всего отечественного машиностроения решающее значение имеет не размер пошлин, а соответствие продукции зарубежным техническим регламентам. К примеру, для автотранспорта это, прежде всего, нормы токсичности Евро-5 и Евро-6, которым наши машины не соответствуют.

По мнению руководителя Института экономических исследований и политических консультаций Игоря Бураковского, ввозить в ЕС наши вагоны или продукцию машиностроения возможно, только если такая продукция будет произведена в кооперации с ЕС. Возможно и другое сотрудничество — с Китаем, который давно ищет пути выхода на рынок Евросоюза. Размещение производства в Украине позволит существенно сократить инвестиции для выхода на европейский рынок.

О перспективах говорят и представители сектора FMCG. В частности, Тарас Лукачук, глава правления, генеральный директор региона Украина и новые рынки Восточной Европы и Центральной Азии "Мондэлис Украина", считает, что Украина может стать привлекательной площадкой производства потребительских товаров для Европы за счет низкой себестоимости. "Все производство из Западной Европы переместилось в Восточную, потому что это дешевле. Если рынок откроется дальше на восток, производство переместится к нам", — пояснил он "Инвестгазете".

Возможно также открытие украинскими компаниями производств в Европе, как это сделала корпорация Roshen. А вложение денег в создание или расширение производства означает иностранные инвестиции, новые технологии и рабочие места. И даже гарантии безопасности, поскольку свои деньги иностранный бизнес будет защищать, в том числе при поддержке собственных правительств. Наконец, от ЕС вряд ли стоит ожидать надуманных экономических санкций по причине политической "нелюбви". Но до завершения конфликта между Украиной и Россией рисковать деньгами никто не будет.