Порочный круг. Из "тигра" мировой экономики Индия постепенно превращается в "черепаху"

Остановить это может только руководство страны, которое медлит с решительными действиями.

Премьер-министр Индии Манмохан Сингх и премьер Китая Вэнь Цзябао

В кулуарах прошедшего на прошлой неделе саммита ASEAN премьер-министр Индии Манмохан Сингх всеми силами пытался спасти экономику родной страны. Понимая, что ни европейцам, ни американцам сейчас не до поддержки Индии, он встретился со своим коллегой из Поднебесной Вэнем Цзябао. Разговор восточных лидеров касался многих тем, но главный акцент Сингх сделал на просьбе простимулировать китайские инвестиции в индийскую инфраструктуру. Если Цзябао выполнит обещание, Индия получит не только приток капитала, но и новые рабочие места и сокращение торгового дефицита. А в этом индийская экономика нуждается сейчас как никогда.

На протяжении последнего десятилетия Индия была одной из самых быстрорастущих экономик в мире.

Даже во время глобального кризиса ей удалось "подрасти" на 6,7%. Но сейчас рецессия в Европе и стагнация в Соединенных Штатах, двух крупнейших рынках для ее экспорта, подкосили индийскую экономику. А внутренних сил для удержания былых темпов роста не хватает. Более того, индийская экономика оказалась заложницей порочного круга, когда высокая инфляция снижает покупательную способность населения, а частный сектор не инвестирует из-за снижения спроса и высоких процентных ставок. Уже сейчас потребительская инфляция достигает 7,5%. По итогам этого фискального года (апрель 2012 — март 2013 года) она может подскочить до 8%. А темпы роста инвестирования в частном секторе, составлявшие до кризиса в 2007-2008 годах 38,1%, в текущем году грозят снизиться до 35,3%.

Из-за этого производство находится на грани спада (лишь 0,1% роста с апреля по сентябрь против 5,1% роста за аналогичный период прошлого года). А экспорт, который всегда идет в ногу с производством, уже сокращается (минус 6,2% за апрель-октябрь), что провоцирует рост дефицита текущего счета и девальвацию национальной валюты Индии рупии.

В результате экономический рост стремительно замедляется. Если в апреле-июне 2011 года индийский ВВП увеличился на 8%, то в этот же период 2012-го он составил лишь 5,5%. Правда, как правительство, так и эксперты рассчитывают, что экономический рост немного ускорится в октябре-марте — второй половине фискального года. Но все равно по итогам года, по прогнозам МВФ, он составит от 4,9%, а по прогнозам центробанка Индии — до 5,8%.

Неуместная нерешительность

Разорвать порочный круг и подтолкнуть экономику мог бы Резервный банк Индии (РБИ), удерживающий ставку РЕПО, по которой он кредитует банки, на уровне 8% — слишком высоком для стимулирования инвестиций. Но регулятор не спешит идти навстречу бизнесу. По словам главы РБИ Дуввури Суббарао, снижение учетной ставки произойдет не ранее конца января. А на данный момент центробанк больше беспокоит слишком высокая инфляция, чем замедление экономического роста. "Мы ждем инфляцию в 4-5%, что является для нас комфортным уровнем≫, — объяснил замглавы центробанка Сумон Чакрабарти. А пока инфляция колеблется на уровне 7-8%, РБИ оставляет первый ход за правительством. Прежде всего, он требует фискальной консолидации, поскольку нынешняя излишне щедрая политика правительства подрывает способность монетарной политики влиять на рост цен.

Правительство также пока ведет себя очень сдержанно. Первые робкие шаги для поддержки экономики оно начало предпринимать лишь осенью.

Для начала власти повысили субсидированные цены на дизель, открыли розничный сектор для глобальных сетей супермаркетов, разрешили иностранным авиалиниям покупать долю в местных авиаперевозчиках и предложили повысить потолок для прямых иностранных инвестиций в страховые компании с 26% до 49%. Но как РБИ, так и местный бизнес считают эти шаги недостаточными. "Объявления этих реформ недостаточно, чтобы обеспечить восстановление, поскольку их влияние будет зависеть от их успешной реализации", — говорится в отчете РБИ. А президент Федерации индийских торгово-промышленных палат Раджа Вардхан Канориа добавляет:

"Сегодня важно, чтобы правительство не упустило момент и взяло на себя смелость реализовать некоторые крупномасштабные реформы". Бизнес ожидает от руководства страны мер, которые ускорят процессы одобрения инфраструктурных проектов (сейчас для этого надо обойти 19 министерств и получить 56 разрешений, что занимает два года), а также пересмотра налоговой системы и сокращения огромных субсидий на топливо, продукты питания и удобрения.

Помимо радикальных реформ, правительство пока воздерживается и от прямого стимулирования экономики, как в 2008-2009 годах, когда Нью-Дели влило в экономику 1860 млрд. рупий ($33,7 млрд.). Оно не может позволить себе подобную щедрость из-за большой дыры в госбюджете. Эта дыра образовалась из-за сократившихся налоговых поступлений и вышеупомянутых субсидий, которые так критикует РБИ, но от которых находящаяся при власти популистская консервативная партия не намерена отказываться ввиду предстоящих в 2014 году выборов. В конце октября правительство повысило запланированный дефицит бюджета на текущий год с 5,1% ВВП до 5,3%, но обещает удержаться на этом уровне. "У нас еще есть достаточно времени — четыре с половиной месяца (до конца фискального года. — Ред.), а значит, слишком рано говорить, что мы не достигнем этой цели. Я намерен достичь ее", — заявил на позапрошлой неделе министр финансов Индии Паланиаппан Чидамбарам.

Для этого власти намерены более экономно подходить к расходованию госсредств, уменьшить потери денег в ходе выполнения бюджета и увеличить доходы за счет продажи активов госкомпаний. Только последняя программа по выводу госинвестиций должна принести в казну 300 млрд. рупий ($5,4 млрд.). Но многие эксперты склоняются к мнению, что этих мер будет недостаточно без сокращения громадных социальных субсидий.

Они прогнозируют, что фискальный дефицит будет выше — до 6% ВВП. А в таких условиях стимулирование экономики едва ли возможно.

Правда, правительство уверяет, что все-таки поддержит экономику на плаву. "Если экономика улучшится и рост ускорится, секторы, находящиеся сейчас в плохом состоянии, восстановятся. А тем временем мы подхватим их и поможем восстановиться", — обещает Паланиаппан Чидамбарам. Речь идет об инфраструктуре, производстве стали, строительстве, текстильной промышленности, пищпроме и телекоммуникационной инфраструктуре. Детали отраслевой поддержки правительство пока не разглашает.

Также руководство Индии намерено "материально помочь" банковскому сектору, который в последнее время сдал особенно сильно. Из-за роста токсических активов и списаний банки сейчас кредитуют фактически только ипотеку и автопром.

Чтобы подтолкнуть их к поддержке и других отраслей, власти вольют в госбанки до 150 млрд. рупий ($2,7 млрд.). Правда, в РБИ уверены, что им требуется намного больше — 900 млрд. рупий ($16,3 млрд.).

Но заявления правительства все еще остаются декларациями, которые парламент начнет рассматривать на открывшейся 22 ноября сессии. А пока обещания не станут решениями, а решения не будут успешно реализованы, Индия не сможет вернуть себе статус "экономического тигра". Госфинансы не пойдут на поправку, РБИ не опустит процентную ставку, банки не станут кредитовать бизнес, бизнес не начнет инвестировать и продолжит сокращать производство, и в итоге одна из крупнейших и быстрорастущих экономик мира не восстановит свой рост. И тогда состояние госфинансов будет еще больше ухудшаться и дальше по кругу.