Lifestyle 20 октября 2018 в 20:30

Мутации социального ада: о "Донбассе" Сергея Лозницы

18 октября в кинопрокат вышла драма Сергея Лозницы "Донбасс", в которой математический расчет и сатира пытаются воссоздать хаос жизни на оккупированных территориях — так увидел этот фильм кинокритик Сергей Васильев

Кадр из фильма "Донбасс" Сергей Лозницы
Кадр из фильма "Донбасс" Сергей Лозницы
Кадр из фильма "Донбасс" Сергей Лозницы
Кадр из фильма "Донбасс" Сергей Лозницы
Кадр из фильма "Донбасс" Сергей Лозницы
Кадр из фильма "Донбасс" Сергей Лозницы
Кадр из фильма "Донбасс" Сергей Лозницы
Кадр из фильма "Донбасс" Сергей Лозницы
Кадр из фильма "Донбасс" Сергей Лозницы
Кадр из фильма "Донбасс" Сергей Лозницы
Кадр из фильма "Донбасс" Сергей Лозницы
Кадр из фильма "Донбасс" Сергей Лозницы
Кадр из фильма "Донбасс" Сергей Лозницы
Кадр из фильма "Донбасс" Сергей Лозницы
Кадр из фильма "Донбасс" Сергей Лозницы
Кадр из фильма "Донбасс" Сергей Лозницы
Кадр из фильма "Донбасс" Сергей Лозницы
Кадр из фильма "Донбасс" Сергей Лозницы
Кадр из фильма "Донбасс" Сергей Лозницы
Кадр из фильма "Донбасс" Сергей Лозницы

Главное украинское фестивальное кино

"Донбасс" Сергея Лозницы — главный украинский фестивальный фильм этого года. Премьера картины состоялась в мае 2018-го на открытии программы Каннского МКФ "Особый взгляд", куда драма попала с пылу с жару, ведь ее съемки закончились только во второй половине марта.

Говорят, что если бы фильм был готов на несколько месяцев раньше, Канны взяли бы его в главный международный конкурс, где годом ранее состоялась премьера "Кроткой" Сергея Лозницы, в которой режиссер изучал нелюдимую повседневную реальность русской глубинки. В "Донбассе" он демонстрирует, как этот социальный ад распространяется и мутирует уже в Украине, принимая формы гибридной войны.

В "Особом взгляде" Сергея Лозницу отметили призом за режиссуру. А после Канн рецензии на "Донбасс" появились в ведущих международных изданиях, посвященных кино, картина была показана на многих фестивалях, в том числе — главном североамериканском МКФ в Торонто, а Украинский Оскаровский комитет выдвинул ее от Украины на "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".

Смотреть видоизмененную реальность

Подобное внимание к фильму обусловлено совпадением сразу нескольких факторов, как художественных, так и общественно-политических. Говоря о Донбассе, Сергей Лозница поднимает тему, болезненно важную для Украины и достаточно малоизвестную за рубежом. Особенно, в своих подробностях и деталях, находящихся на грани (а порой и за гранью) какого-либо смысла. Неудивительно, что западные кинокритики, временами, именуют ленту жуткой сюрреалистической фантазией, не признавая ее достоверным слепком реальности.

При этом, одной из ведущих тем, которые поднимает "Донбасс", как раз и является феномен изменения реальности под воздействием сил, которые не просто предлагают оригинальную интерпретацию происходящих событий, но "художественно" формируют эти события практически с "нуля", таким образом, чтобы в дальнейшем — согласно социологической "теореме", сформулированной Уильямом Томасом, — ситуации, которые люди, пусть даже ошибочно, определили, как реальные, стали реальными по своим последствиям.

В случае с происходящим на Донбассе и в "Донбассе" — последствиям кровавым.

Мозаика наблюдений

Формированию "ошибочной" реальности посвящены первая и последняя сцены драмы, связанные с деятельностью русских постановочных групп, создающих фальшивые новостные сюжеты про зверства украинской армии. Они становятся своеобразной рамкой, в которую оправлены остальные эпизоды, демонстрирующие разные аспекты дезинтеграции социальных структур и краха моральных ориентиров, которые за подобными сюжетами следуют.

Эти эпизоды объединены территорией, темой и смыслом, но лишены героя, как такового, что делает наблюдение за ними — и так бескомпромиссно болезненными — дополнительно неуютным.

Сергей Лозница создает на экране многофигурные принципиально негероические человеческие композиции, в которых второй план — как и в его математически точных документальных картинах — играет нередко более важную роль.

На экране демонстрируют "силовиков", занимающиеся вымогательством, "чиновников", убеждающих сотрудников разворованной больницы, что в ней есть все необходимое, показывая только что завезенные туда "потемкинские" богатства, "местных" ополченцев, не знающие названия населенного пункта , в котором находятся, измывательства местных — теперь уже местных — жителей, накрученных пропагандой, над украинским военнопленным. И в то же время — бомбоубежища, в которых эти местные жители обитают.

Между документом и сатирой

Сорок лет назад французский режиссер Жан Эсташ снял короткометражную ленту "Грязная история", в которой скабрезный анекдот был представлен документальным интервью с его непосредственным участником и одновременно художественно воссоздан актером, который повторял тот же текст. Сергей Лозница, в определенном смысле, использует в "Донбассе" схожий прием — дотошного пересказа реальных событий, только без их дополнительного аргументирования аудиовизуальными документами, которые, при желании, для большинства сцен можно найти в YouTube.

Вместе с тем, фильм выходит за пределы просто реконструкции реальности, приобретая сатирический оттенок, благодаря которому действительность оказывается максимально художественно заострена.

Это проявляется в том, как Сергей Лозница наделяет героев "говорящими" именами, в сцене приезда в "Новороссию" группы "церковников" с иконами и мощами и — особенно — сцене бракосочетания, где светский — советский — ритуал доведен до зрелищного абсурда.

Но также этот острый взгляд, парадоксальным образом, находит воплощение в схематизации и бесконечном показательном повторении пройденного, которыми исполнен фильм. К примеру, воспроизведении одних и тех же реплик. Механически заученные и размноженные, они становятся громким убедительным шумом, лишенным смысла. В частности, когда одни персонажи просят других "смотреть", недвусмысленно намекая на то, что именно они должны при этом видеть.

Мир, который художественно воссоздан в "Донбассе", таким образом, в интерпретации Сергея Лозницы, и сам является результатом постановки, участники которой, кто по доброй воле, от всей души и с удовольствием, а кто — просто послушно, соглашаются играть предписанные, лишающие их индивидуальности, роли. Лишь немногие сохраняют духовное мужество этим нечеловеческим предписаниям противостоять.

Хотя жуткий итог для большинства добровольных и опосредованных участников этой "постановки" будет одинаков — о чем неоднократно на экране напоминают обстрелы, "отрезвляющие" сознание зрителей.

Везде Украина

Показывая в "Донбассе" оккупированный Донбасс, Сергей Лозница уделяет внимание также и Украине за его пределами — пусть и в минимальной степени, но акцентируя на том, что и здесь социальные структуры поддаются патологической деформации. Это происходит в сцене заседания городского совета, на котором его главу обливают нечистотами.

Подобную форму политической борьбы, к слову, в Киеве использовали 17 октября, окатив фекалиями под Кабинетом Министров Украины народного депутата Сергея Каплина. Дистрибьютора и сопродюсера картины компанию "Артхаус Трафик" не заподозришь в том, что это был организованный рекламный трюк накануне старта "Донбасса" в кинопрокате. Скорее, ситуацию следует расценить, как еще одно свидетельство проницательности Сергея Лозници, отобравшего типические жизненные наблюдения для своего фильма.

Картина, снятая в Украине с украинскими же актерами (без них воссоздать человеческий ландшафт Донбасса было бы просто невозможно) является результатом его исключительной творческой воли. При этом — создана в сложной копродукции Германии, Украины, Франции, Голландии и Румынии интернациональной творческой группой.

В кинотеатрах "Донбасс" будет идти в международной версии, отражающей современное языковое многоголосие региона, осмыслению которого фильм и посвящен.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram

Загрузка...
Новое видео
Почему восприятие мира линейным и дуальным мешает зарабатывать больше и при чем тут умение мечтать — Юра Лазебников / BWS 2020
Загрузка...