Расширение границ: как корпорация "АТБ" покоряет рынок Западной Украины

Фото: Корпорация АТБ
Фото: Корпорация АТБ
Уже в ноябре 2019 года корпорация "АТБ" отметила присутствие во всех регионах Украины
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Торговая розничная сеть "АТБ" начала свое развитие в 1993 году с открытия 6 гастрономов в городе Днепре, а уже в 1999 году компания получила название "АТБ-маркет" и стала развивать свою сеть под единым брендом "АТБ". 

С внедрением современных технологий в 2001 году для компании начался новый этап развития, гастрономы преобразовались в магазины формата "украинский дискаунтер". Сеть разработала единый стиль и начала заходить на рынки всех регионов Украины. Ежедневно в сети "АТБ" совершают покупки более 3,5 миллионов потребителей. По итогу всего периода существования сеть "АТБ" считается самой крупной в Украине по количеству торговых точек в стране и товарообороту обогнав Fozzy Group. 

В 2009 году сеть "АТБ" вошла в рейтинг ТОП-500 ведущих компаний Восточной и Центральной Европы исходя из данных по объему выручки. Так же по данным консалтинговой компании GT Partners Ukraine в 2014 году торговая сеть "АТБ" заняла 1-е место в рейтинге ТОП-5 розничных сетей Украины по количеству торговых точек в стране и занимала данную позицию еще на протяжении нескольких лет.

Фото: Корпорация АТБ

В орбите корпорации "АТБ", помимо розничной сети, находятся также предприятия по изготовлению продуктов питания. Ежегодно их производственные площадки модернизируются и запускаются новые линии. Продукты питания, которые изготавливают на этих предприятиях можно увидеть на полках в сети "АТБ" и в других магазинах. Но основным каналом сбыта является сеть "АТБ" (80%).

В 2014 году, когда начались боевые действия на Донбассе, корпорация "АТБ" лишилась около 152 торговых точек на оккупированной территории и около 60 — в аннексированном Крыму, с потерями в сумме более 7 млрд грн. 

Несмотря на потери, компания продолжает ежегодно открывать около ста и более магазинов, параллельно осуществляя реконструкцию и обновляя уже имеющиеся торговые объекты. На сегодняшний день торговая сеть "АТБ" насчитывает более 1045 магазинов в 24 регионах Украины, 265 населенных пунктов, в том числе около 50 магазинов открыто в Западном регионе. 

Товарооборот торговой сети "АТБ":

▶️ 2010 год — более 12,96 млрд грн (+71 магазин)

▶️ 2011 год — 18,055 млрд грн (+91 магазин)

▶️ 2012 год — около 26 млрд грн (+156 магазинов)

▶️ 2013 год — 28,16 млрд грн (+143 магазина)

▶️ 2014 год — 39 млрд грн (+69 магазинов)

▶️ 2015 год — до 58,5 млрд грн (+54 магазина)

▶️ 2016 год — 41,4 млрд грн. (+112 магазинов)

▶️ 2017 год — 57,3 млрд грн (+78 магазинов)

▶️ 2018 год — 103 млрд грн (+80 магазинов)

▶️ 2019 год (9 месяцев) — 86,3 млрд грн (+50 магазинов) 

Начиная с 2017 года магазины торговой сети "АТБ" открываются в обновленной концепции, постепенно реконструируются существующие торговые точки. В 2019 году корпорация планирует придерживаться этой стратегии, продолжит совершенствовать и внедрять новые технологии, тестировать сервисы. В частности, будет продолжен эксперимент по внедрению концепции магазина "АТБ-Экспресс".

В рамках разработанной маркетинговой стратегии компания "АТБ-Маркет" продолжает активно изучать потребительский спрос, тенденции на рынке современного ритейла и на основе их анализа вводить новые решения в практику розничного бизнеса "АТБ".

Значимую роль данного успеха, в первую очередь, сыграли низкие цены на продукты в сети и при отсрочке платежей, сеть имеет возможность кредитоваться за счет поставщиков. Во-вторых, помещения самих магазинов в большинстве случаев не берутся в аренду, а покупаются, что дает возможность сэкономить на арендной плате. И третий фактор — собственные распределительные центры, которые также экономят средства компании на логистику и транспортные перевозки. Оплата данных услуг это большие расходы из-за которых, например, сеть "Фуршет" в этом году закрывает около 13 точек для оптимизации бизнеса и будет развивать ритейл ближе к собственным складам. 

Товары развозятся по магазинам через собственные распределительные центры, которые находятся в радиусе 250 км от торговых точек. Это дает возможность делать по несколько ходок за один день. Сеть очень конкурентоспособная по отношению к поставщикам, так как применяет акцию снижения цен. Но стоит отметить, что одним из самых значимых факторов высокого спроса потребителей является дешевый товар на полках. Низкая стоимость является самой лучшей рекламой среди потребителей, так как большинство украинцев, особенно в регионах, имеют низкий и средний уровни заработной платы. 

Если сеть "АТБ" придерживается стратегии запускать торговые точки недалеко от собственных помещений, после того, как собственники смогут купить или построить больше распределительных центров на Западной Украине, они смогут завладеть долей рынка и в этой части страны. 

В 2013 году сеть "АТБ" (33,713 млрд грн) обогнала в товарообороте главного конкурента — Fozzy Group (30,5 млрд грн) и стал сетью №1 по продажам.

Куда дальше? 

Не секрет, что розничная сеть "АТБ" в Украине развивалась по принципу немецкого дискаунтера "Lidl". Перед запуском первого магазина представители компании исследовали немецкий дискаунтер вдоль и поперек, после чего полностью переняв концепт и стратегию развития для своей сети. 

Для расширения своего присутствия в регионах, компания придерживается особого подхода к формированию ассортимента товара. В первую очередь товар поставщика или производителя должен соответствовать стандартам дискаунтера, а также на полку сети очень сложно попасть поставщику из-за жесткой конкуренции. Поэтому им нужно доказать, что товар будет активно продаваться, а для некоторых региональных поставщиков компания даже рассматривает преференции на некоторые виды товаров. 

Фото: Корпорация АТБ

Низкая наценка на реализуемую продукцию, в пределах 20-30% ниже, чем в других сетях дает возможность завоевать покупателя. Особенно этот фактор повлиял на рост доли рынка во времена кризиса 2008 года. На тот период у многих людей были большие финансовые трудности, поэтому приходилось покупать дешевые продукты, которые предоставляет сеть "АТБ" и по сегодняшний день. Во время, когда многие сети коснулся кризис гигант запустил около 200 магазинов по всей стране.

Корпорация "АТБ" занимает 17,2% в розничном товарообороте предприятий розничной торговли по всей Украине.

Компания не только расширяет географию торговых точек, но и параллельно развивает собственные торговые марки, которых присутствуют во всех ценовых категориях. Из общего объема ассортиментного ряда сети (а всего на полках супермаркета насчитывается около 3500 SKU различных ТМ) 900 наименований — это товары собственных торговых марок компании. Сеть "АТБ" позиционирует себя как "дискаунтер" товаров оптовых цен, которые полностью соответствуют потребностям покупателя. 

Как заявили в компании, что приоритетом развития на протяжении всего 2019 года остается усиление присутствия компании в Западном и Южном регионах Украины, а также продолжение работы по обновлению торговых объектов. "АТБ" не останавливаясь продолжает наращивать темпы развития применяя агрессивную стратегию, при которой очень сложно конкурировать другим сетям. Основными принципами развития являются открытие торговых точек в небольших городах, где уровень заработной платы не такой высокий, как в больших, постепенно захватывая долю рынка в больших городах.

СПРАВКА

"АТБ-маркет" — предприятие корпорации "АТБ". Это крупнейшая сеть Украины, которая динамично развивается. Компания была основана в 1993 году, когда магазины фирмы "Агротехбизнес" положили начало становлению сети дискаунтеров. Уже в 2000-х годах сеть впервые в Украине внедряет новую систему самообслуживания в формате "дискаунтер". За четверть века предприятие выросло в крупнейшую розничную сеть национального масштаба. 

Сегодня торговая сеть "АТБ" насчитывает 1045 магазинов в 265 населенных пунктах 24 областях Украины и продолжает демонстрировать высокие темпы роста. Ассортимент магазинов составляет более 3500 товаров, из которых более 900 — представляют собственные торговые марки "АТБ". Более 3,5 млн человек ежедневно делают покупки в магазинах торговой сети "АТБ"

Корпорация "АТБ" входит в ТОП-20 крупнейших работодателей Украины. На предприятиях компании работает свыше 64 тысяч человек. Нацеленность на результат, развитие профессиональных качеств, соблюдения корпоративных норм и высокий уровень ответственности каждого сотрудника делают возможным достижение миссии предприятия — обеспечение населения Украины качественными товарами первой необходимости по минимальным ценам.