Нам удалось нарастить производство за счет удорожания импорта — исполнительный директор "Клуба сыра"

Максим Рылик, исполнительный директор компании "Клуб сыра", рассказал Delo.ua о том, как живется украинскому рынку твердых сыров без российского экспорта и почему производителям стоит ориентироваться лишь на внутренний рынок

Максим, уточните, пожалуйста, как экономическая — да и политическая — ситуация в стране отобразились на рынке твердых сыров? Падает ли потребление?

Сырный рынок очень непростой, его вечно "трясет". Из-за запрета поставок украинского сыра в Россию массовый экспорт как таковой отсутствует. А ведь он для многих компаний был основным направлением работы — более трети всей произведенной продукции поставлялось на внешние рынки.

Что имеем сейчас? Цены постоянно растут, покупательная возможность украинцев падает. В 2013 году производство достигало 127 тыс. тонн сыра. В 2014 году оно упало на треть — до 88 тыс. тонн. Прогнозы на 2015 год также неутешительные — падение на 10%, до 80 тыс тонн.

А что происходит с импортом сыров? Из-за девальвации он, вероятно, снижается…

В 2008-2009 годах Украина потребляла порядка 4 тыс. тонн импортного сыра. С каждым годом импортные поставки увеличивались. Уже к 2013 году завозилось 17 тыс. т импортных сыров.

На сегодняшний день ситуация ухудшилась, девальвация гривни и 10% налог на импорт сыграли свою роль и количество ввозимых сыров упало в разы. Сократился импорт качественных сыров и нетрадиционных для Украины сортов, которые ранее были альтернативой отечественной продукции. Цена на ввозимые сорта, такие как Гауда, Эдам, Радомер и Тильзитер, подскочили, а потребитель стал искать заменители у украинского производителя.

Думаю, что тенденция уменьшения количества импорта на сырных полках в 2015 году продолжится.

Как за год изменилась доля компании "Клуб сыра"?

Доля рынка компании "Клуб сыра" на сегодня составляет 8%. В 2014 году нам удалось нарастить производство сыров на 11%. Порадовал и первый квартал — рост производства на 30%, или на 400 тонн. К 2017 году мы хотим получить 20-22% рынка твердых сыров в натуральном выражении.

Как удалось компании нарастить производство в столь непростых условиях?

Мы не ориентируемся на популярные сорта сыра, такие как Российский или Голландский. Мы стараемся привлечь к себе потребителей, которые ранее отдавали предпочтение импортным сырам, но из-за их удорожания снова переходят на украинскую продукцию. К примеру, в апреле мы запускаем производство еще 4 сортов сыра, которые могут стать заменителями импорта.

Потребовались ли для этого дополнительные инвестиции?

Мы инвестировали в запуск производства новой продукции 700 тыс. грн и планируем вернуть все вложенные деньги к концу 2015 года. К концу году планируем выпускать 400 тонн новых сортов сыра.

Планируете ли вы расширить производство, к примеру за счет козьего сыра или овечьего?

Пока у нас нет таких планов. Эти сыры нашли своего потребителя, и для увеличения объемов их производства нет предпосылок.

Не планирует ли компания расширить линейку производимых продуктов, дабы меньше зависеть от крайне непостоянной конъюнктуры рынка твердых сыров?

Кроме сыра, мы производим молочную сыворотку и сливочное масло. Если сливочное масло больше местный продукт, который мы реализуем в области, то сыворотка — перспективный экспортный продукт. Но мы производим небольшое количество сыворотки, за год порядка 400 тонн.

Для того чтобы освоить новые направления производства, необходимы большие капиталовложения, а в сегодняшних реалиях это практически невозможно. Встает вопрос и обеспечения молочным сырьем. По моему мнению, лучше сегодня производить из качественного сырья хороший сыр, которого не хватает на украинском рынке, чем распыляться на многопрофильное производство.

Компания экспортирует твердые сыры, или поставки полностью остановились после закрытия российского рынка?

Мы экспортируем сыр и молочную сыворотку. Основной покупатель сыворотки — Пакистан. Что касается экспорта сыров, то это скорее остаточный экспорт. Мы продает остатки партий в Узбекистан, Туркменистан, Израиль, США.

А что с рынком ЕС?

В скором времени мы не начнем поставлять продукцию в страны ЕС. Главная проблема — качество сырья. В странах ЕС полностью запрещена молочная продукция, для изготовления которой покупали молоко у населения. У нас же такая практика нормальная и повсеместная.

У кого покупаете молоко?

Мы покупаем молоко в 4 областях Украины (Черкасской, Винницкой, Кировоградской, Полтавской). Хороший сыр можно сделать только из молока высокого качества, поэтому львиная доля нашего сырья (62-63%) приходится на крупнотоварные фермы. Мы всячески пытаемся поддержать их развитие. С частью поставщиков мы работаем по предоплате, для того, чтобы у них была возможность закупить новое оборудование. У населения мы покупаем 23-24% от общего объема необходимого нам сырье. Остальное берем у производителей, у которых по разным причинам сформировался переизбыток молока.

Какие цены сложились на сырье в 2015 году?

Средняя цена на молоко в начале 1 квартала 2015 года составляла 4 гривни 55 копеек, что на 11% выше, чем в прошлом году. У населения молоко стоит 2-3 гривни, фермерские хозяйства продают молоко в ценовом диапазоне от 4,5 до 5,7 грн за литр в зависимости от сорта.