Для продажи какой техники понадобится кассовый аппарат

Введение списка сложной бытовой техники и ее продажа с обязательной выдачей кассового чека необходимы для разделения малого и псевдомалого бизнеса
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Министерство экономики Украины и рабочая группа, которые формируют список сложной бытовой техники, при продаже которой с 1 апреля 2017 года продавец обязан будет выдавать кассовый чек, внесли в него ряд изменений. Об этом стало известно во время "круглого стола" "Легализация рынка электроники. Что мешает?"

В частности, по словам Софии Араслановой, гендиректора ассоциации "Украинские импортеры бытовой электроники", в результате ряда встреч удалось добиться исключения из списка товаров, которые продаются повсеместно и в большинстве своем представителями малого бизнеса. "А именно, из списка удалены зарядки, колонки, мыши, клавиатуры, веб-камеры, плееры, наушники, гарнитуры, usb-флешки, носители памяти, электронные сигареты. Были удалены десятки товаров, в том числе и очки, коляски, мангалы. Мы со своей стороны пытались максимально учесть интересы малого законопослушного бизнеса", — рассказывает гендиректор ассоциации "Украинские импортеры бытовой техники". И добавляет, что в результате переговоров 99% замечаний МЭРТом было принято.

В свою очередь Европейская бизнес-ассоциация заявила, что она против введения дополнительных денежных ограничений на сложные бытовые товары (например, когда чек выдается только на товар, выше определенной стоимости). "Мы считаем, что недобросовестные субъекты хозяйствования будут использовать привязку к денежной сумме с тем, чтобы обойти требования закона",— говорит представитель ЕВА Виктория Куликова.

"Прикрываясь интересами мелких торговцев, недобросовестный бизнес лоббирует выхолащивание перечня, — добавила София Арасланова. — Поскольку открыто исключить из него самые удобные для контрабандного ввоза и продажи товары будет слишком явным шагом, предпринимаются попытки установить для этих товаров ценовые ограничения. Например, все, что дороже 1 тыс. грн — разрешить продавать без регистратора расчетных операций (РРО). С тем же успехом можно было бы просто вычеркнуть эти товары из списка. И признать, что всех устраивает ситуация, при которой ежемесячно электрочайники десятками тысяч оформляются с уплатой таможенных платежей с цены в один доллар".

Как отметили участники "круглого стола", введение списка сложной бытовой техники в первую очередь необходимо для разделения малого и псевдомалого бизнеса.

Вместе с тем, по словам экспертов, так называемая фискализация не повлечет за собой крупные затраты предпринимателей: в случае принятия законопроекта об онлайн РРО (законопроект №4117 проголосован в первом чтении, идет работа по его усовершенствованию ко второму чтению) в качестве кассового аппарата можно будет использовать планшеты, смартфоны, ноутбуки и компьютеры.

Как отмечает эксперт по вопросам налоговой и бюджетной политики "Реанимационного пакета реформ" Вячеслав Черкашин, с внедрением такого типа РРО расходы бизнеса составят 1 676 — 6 762 грн в первый год эксплуатации.

Не последует после внедрения РРО и роста цен, уверяют в ассоциации "Украинские импортеры бытовой техники". "Рост объемов официального рынка будет способствовать уменьшению стоимости единицы товара для конечного потребителя", — солидарна с коллегами координатор комитета бытовой электроники Европейской бизнес ассоциации Виктория Куликова.

Данные инициативы направленны на решение проблемы "серого" и "черного" импорта в Украину". Дело в том, что сегодня значительная часть бытовой техники и электроники, реализуемая на рынке Украины, ввозится на территорию страны либо с нарушением таможенных правил и процедур, либо контрабандным путем, либо без декларирования, якобы для личных нужд, а де-факто — дальнейшей коммерческой реализации, например, через интернет-магазины.

Так, по данным GfK, теневой сектор рынка электроники составляет от 20% в сегменте большой бытовой техники до 35% в секторах бытовой электроники и телекоммуникационного оборудования.

Это, в свою очередь, ведет к невозможности защищать права потребителя такого товара: "белый" рынок сокращается, а количество нарушений прав потребителя растет.

"В 2016 году мы получили больше 5 тыс. жалоб потребителей на продавцов сложной бытовой техники. Из них мы рассмотрели 60% обращений и помогли решить проблему, а 40% остались без рассмотрения, поскольку большинство из них не были подтверждены расчетным документом или документ не имел всех реквизитов", — рассказывает и.о. заместителя председателя Госпотребслужбы Украины Лилия Стиренко.

По ее словам, в интернет-торговле реакция на жалобы еще хуже. "Госпотребслужба смогла рассмотреть всего 1% жалоб на интернет-магазины, торгующие сложной техникой. 99% жалоб не были удовлетворены именно из-за отсутствия подтверждающих покупку документов либо качество такого документа не соответствовало законодательству, — объясняет Лилия Стиренко. — Нет реквизитов — нет согласования проверки продавца — нет защиты прав потребителя".

Напомним, в конце декабря Верховная Рада внесла изменения в Налоговый кодекс Украины, которые, в частности, предусматривали обязательство продавцов выдавать фискальный чек при продаже "технически сложных бытовых товаров", подлежащих гарантийному обслуживанию и/или замене.

Согласно закону перечень групп товаров, при реализации которых необходимо применять РРО, утверждается Кабмином. На его подготовку был отпущен трехмесячный срок — до 31 марта 2017 года.

Параллельно Верховная Рада начала процесс упрощения использования регистраторов расчетных операций для малого бизнеса. За принятие в первом чтении законопроекта №4117 проголосовали 267 депутатов.

Основной целью законопроекта является необходимость разработки распределительной компьютерно-кассовой системы для внедрения фискального решения для различных сфер применения: розничные точки, интернет-торговля (в т.ч. услуги, авиабилеты и др.), торговые автоматы, транспорт (общественный и такси) и тому подобное.

Кроме того, документ направлен на уменьшение относительной дороговизны традиционных регистраторов расчетных операций (РРО) для микробизнеса (предпринимателей).