Европейский поезд "из коробки" в Украине работать не сможет — "Сименс Украина"

Представитель мирового лидера в инфраструктурных технологиях Дмитрий Черненький рассказал о том, что нужно для запуска скоростных поездов Siemens в Украине и почему европейские поезда не смогут работать в отечественных условиях

Директор департамента Интегрированных транспортных систем ДП "Сименс Украина" Дмитрий Черненький — принципиальный человек, рассказывать о договоренностях своей компании, тем более обсуждать конкурентов, не любит. Во время разговора стало понятно, почему. "Понимаете, Украина должна определиться, что ей нужно, какие поезда и какое движение. Мы, как и наши конкуренты, это вспомогательные инструменты", — говорит он. Впрочем, несмотря на скрытность, приятно, что Siemens в Украине есть: значит Siemens в Украину верит.

Какова структура Siemens в Украине? В чем заключаются существенные различия украинского и европейского инфраструктурного рынка, где преимущественно работает компания?

В структуре концерна Siemens есть 4 сектора: Энергетика, Промышленность, Медицина, а также Инфраструктура и города. В последнем есть несколько направлений, в частности, транспортных. Наша компания занимается как производством подвижного состава городского электротранспорта и поездов, так и комплектующих. Также мы разрабатываем и производим системы управления автодорожным движением и системы сигнализации и блокировки (ССБ) ж/д автоматики для железной дороги, метрополитена и трамваев. Впрочем, в нашей стране для трамваев ССБ не используется.

В Украине и Европе сильно отличаются стандарты железной дороги и габаритов. Здесь действуют еще советские — большая ширина колеи и, соответственно, оборудования вокруг нее, которое и подпадает под определение габарита. Далее — разница в питаниях, напряжениях, токах, разница в системах централизации блокировки, связях с подвижным составом. Так, если взять европейский подвижной состав и сюда привезти, то ни локомотив, ни поезд, ни трамвай не смогут работать "из коробки". Его нужно просто по-новому делать. Необходима разработка подвижного состава, подходящего к условиям эксплуатации, соответствующим всем нормам и стандартам, действующим на территории Украины.

Существуют ли договоренности с украинскими транспортниками о закупке поездов Siemens? И располагает ли компания скоростными составами, адаптированными для советских стандартов, которые могли бы, к примеру, заменить Hyundai?

Мы не в курсе подобных планов. На данный момент у Siemens существует высокоскоростной поезд Velaro RUS. Это версия скоростного поезда Velaro, разработанного для России. В РФ он называется "Сапсан". Это поезд, полностью созданный по российским стандартам, которые все же отличаются от украинских, поскольку представляют собой доработанную версию советских. В Украине подобные доработки вносят некоторые нюансы, которые не позволяют использовать подобные поезда на территории страны. Например, есть различия в системе централизации блокировки. Также это поезд, рассчитанный на движение со скоростью 350 км/ч, а стандартов для таких поездов в Украине в данный момент нет.

Что нужно для того, чтобы запустить поезда Siemens в Украине?

Нужны выделенные пути, рассчитанные на эти скорости. Украина должна решить, выгодно ли ей развивать железнодорожное транспортное сообщение, в частности скоростное, разработать транспортную стратегию. В Украине же сейчас смешанное движение — пассажирское и грузовое вместе. Мировая практика показывает, что движение на скоростях 300 км/ч невозможно при таком типе организации. Для этого необходимо строить выделенные прямые магистрали.

То есть, по факту, в Украине нет скоростного движения?

В Украине движение называется не скоростным, а ускоренным. Украинские технологии позволяют ездить поездам с граничной скоростью в 160 км/ч. В стране есть подвижные составы, способные развивать более высокие скорости, например ЧС-8, допускающий ускорение до 180 км/ч. Но использоваться на таком пределе при нынешних условиях он не может.

Мог бы Siemens в текущих условиях за год поставить поезда для "Укрзализныци"? Например, в рамках конкуренции с Крюковским вагоностроительным заводом или Hyundai?

За год ни один производитель не может поставить поезда. Разработка подвижного состава занимает примерно два года, и еще год уходит на его тестирование в стране. Создается ведомственная комиссия, методика испытаний, далее проводятся сами испытания — статические и динамические. И только тогда комиссия на основе результатов испытаний делает выводы, можно ли допустить этот подвижной состав к эксплуатации.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о современной городской инфраструктуре, системах управления дорожным движением. Используются ли подобные технологии в Украине?

Фактически подобными системами управляется вся Европа. К примеру, в Вене система управления автодорожным движением базируется на дорожных контроллерах, регулирующих все перекрестки с определенными устройствами. И управляют ими с помощью тех же светофоров. Существует сеть, связывающая их воедино и контролирующая весь город. Таким образом можно управлять ситуацией на дорогах в зависимости от их загрузки. В Украине подобные системы не действуют. Для этого необходима "отмашка" властей, и тогда производители подобного оборудования, такие, как Siemens или Alstom, смогут выйти на местный рынок со своими предложениями.

В Украине действует производитель трамваев — "Электронтранс" . Сотрудничает ли ваша компания с ними в части совместной разработки оборудования? И насколько дешевле продукция украинского производства в сравнении с аналогичной Siemens?

Нам интересно было бы с ними сотрудничать, но пока никаких договоренностей нет. Если говорить об "Электронтрансе", нам интересно сотрудничество в сфере рельсово-подвижного состава, в частности электротрамваев и электроавтобусов.

Насколько дороже закупать поезда Siemens, чем поезда собственного производства?

Современная техника уже вышла на тот уровень, когда практически у всех заводы одинаковые. Если взять европейские, мировые гранды отрасли, трамвай производства Siemens, Alstom или Bombardier будет примерно одинаковым по цене. Более того, они не будут отличаться двигателями, поскольку в этой сфере также работают всего несколько крупных компаний. Например, Siemens — один из мировых лидеров по производству тяговых двигателей, значит у Bombardier могут стоять наши двигатели. И если украинский производитель будет делать трамваи мирового уровня, то комплектация у них будет одинакова. Единственный фактор, который может повлиять на стоимость этого оборудования — стоимость электроэнергии, затраченной для производства и работ.