- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
В Украине с 1 сентября впервые начнут преподавать киберспорт в ВУЗе — Иван Данишевский
Призовой фонд на одном из крупнейших киберспортивных турниров в мире The International достигает около $20 млн и с каждым годом только растет. Комитеты по киберспорту различных стран финансируются из государственного бюджета.
В определенный момент стало невозможным игнорировать такое явление, как киберспорт. При этом его аудитория превышает уже 400 млн человек. О том, как эта индустрия развивается в Украине, рассказывает Иван Данишевский, основатель ESM.One — медиа- и IT-холдинга, специализирующегося на разработке технологических и управленческих решений в области киберспорта.
- Расскажите для начала, какие страны можно назвать лидерами в кибер-спорте?
- С точки зрения развития, признания и активности, самыми большими являются США, Китай. Что, в общем-то логично, потому что это передовые страны с большими бюджетами. В Европе многие страны имеют уже официальные киберспортивные комитеты. Например, Франция. Отдельно по активности стоило бы отметить Париж. В Британии государством поддерживается киберспортивная федерация. Недавно Дания, и в частности Копенгаген, выделили большой экспериментальный бюджет на поддержку киберспорта у себя.
- Какое место по активностям в киберспорте занимает Украина на постсоветском пространстве?
- Мы занимаем второе место после России. Потому что они богаче и давно в этом деле. Плюс там есть несколько бизнесов, которые активно поддерживают киберспорт в аматорских и других направлениях. В Украине я тоже нахожу уже некоторую поддержку от брендов. Также понемногу появляется поддержка от университетов, министерств, городов. Прогресс явно большой. Два года назад еще ничего не было.
- Какие украинские бренды готовы поддерживать киберспорт?
- Мы уже поработали с Mastercard, "Киевстар", Non Stop и так далее. Это все топ-бренды страны. Уровень доверия очень высокий. Эти компании проводят дью-дилидженс. Очень активно изучают. Если они уже здесь есть, то и другие будут.
- Можно ли сегодня в Украине найти спонсора для украинской киберкоманды?
- Мы изучаем эту почву. Пока идет не все гладко, но не в том смысле, что нам отказывают, а в том, что разговоры даже не начинаются. Недоверия нет. Просто это же достаточно новый рынок. Он для многих считается экспериментальным. Соответственно, могут выделяться только скромные бюджеты. Обычно есть бюджет на наружную рекламу и на телевизор. Из него не достанут деньги. Поэтому на это нужно искать дополнительные расходы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дмитрий Базилевич, Wargaming: В индустрии видеоигр выживают умеющие делать прототипы
- Есть ли абсолютно украинские команды, которые представляют Украину на международной киберарене?
- У нас нет украинских команд. У нас есть команды, которые находятся в Украине. Я хочу создать украинскую сборную и сделать бизнес-лигу. Чтобы бренды их поддерживали, научились с ребятами работать, а мы научили ребят работать с брендом. Потому что и с той, и с другой стороны уровень опыта недостаточно высокий. Содержание такой команды стоит около $ 5-7-10 тысяч в месяц. Генеральный спонсор должен оплачивать 50-70% от бюджета.
- В мире аудитория киберспорта насчитывает около 400 млн человек. Какая аудитория киберспорта в Украине?
- 2-3 миллиона человек. Это много. Практически каждый третий представитель молодежи следит за этим. Если исключить из статистики футбол, то киберспорт будет номер 1 по популярности в Украине среди всех видов спорта.
- Сколько нужно денег, чтобы укомплектовать команду всем технически необходимым?
- Учитывая технику, периферию, одежду, понадобится примерно $2-4 тысяч на человека.
- Google недавно анонсировал проект Stadia. Есть ли у него потенциал?
- Это пока сырой проект. GeForce Now даже можно назвать более перспективным. Я являюсь бета тестером и того, и другого. Это крутая технология для масс-маркета. С условных айпадов можно будет играть в "Доту". Но для кибеспорта она не идеальная. Как минимум, задержка слишком большая. Для профессиональных игроков даже задержка в 40 миллисекунд — это очень много.
- VR и AR проекты. У этого игрового сегмента есть какие-то перспективы?
- На сегодня эта индустрия очень недоработанная. Но это важная стартовая площадка для новых технологий, которые находятся в зародышевом состоянии. Пока что это применимо только в медицине, может быть. Для киберспорта это хорошее рисерч направление. Там точно стоит копать и туда точно стоит инвестировать.
- Вы планируете сделать так, чтобы киберспорт преподавали в университете как дисциплину. Есть ли какие-то успехи в этом вопросе?
- Продвижения космические. Я очень рад, что вовремя встретился с ректором ИНФИЗа (Национальный университет физического воспитания и спорта Украины) Евгением Викторовичем. Он очень помогает с университетской точки зрения, с работой с ректорами, с министерством. Он меня очень вдохновил.
- Как университеты на это реагируют?
- Сначала был скептицизм, потому что никто не знал, что это. Мы открыли глаза ректорам. На то, что на такое направление студентов не надо будет заставлять поступать — они сами захотят. Это вин-вин пока что со всех сторон. Почти половина рабочей группы, которая в этом участвует, сама поедет туда учиться, получать магистерское образование.
- Когда начнут преподавать первые кибердисциплины?
- Первого сентября этого года. Минобразования уже все утвердило. Это будет специальность менеджмент киберспортивных организаций. Это будет общее высокоуровневое айтишное образование, которое позволит в чем угодно хорошо преуспеть. Это будет в ИНФИЗе и, возможно, еще в нескольких университетах Киева, а на следующий год, я надеюсь, будет уже 20, а то и 60 университетов по всей Украине.
13 июня Иван Данишевский выступит на конференции eSPORTconf Ukraine 2019 с докладом на тему: "Украинская аудитория гейминга и что делать брендам в украинском киберспорте".
Беседовал Артур Заёнц/Delo.ua