НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

В Украине нет открытого ресурса с перечнем легальных такси — "Укртрансбезопасность"

Что такое "серые перевозчики", почему в Украине нельзя подсчитать пассажиропоток на автобусных и маршрутных перевозках и что нужно делать, если пассажира не устраивает состояние маршрутки

В первой части интервью с главой "Укртрансбезопасности" Михаилом Ноняком речь шла о новых и старых комплексах габаритно-весового контроля в Украине, инспекторах, перегрузах, штрафах и взятках. Во второй части речь пойдет о пассажирских перевозках, о рынке такси, а также — много ли конфисковала "Укртрансбезопасность" транспортных средств.

Можете объяснить, как распределяются маршруты на пассажирские перевозки?

Есть четыре вида маршрутов: городские, пригородные, межобластные и международные. Городские маршруты распределяются посредством конкурса, который проводят местные органы власти. Это может быть городской, сельский совет, или это какие-то поселки, у них есть свой конкурсный комитет.

Если мы говорим о пригородных маршрутах, а именно внутрирайонных и внутриобластных маршрутах, то конкурс проводит конкурсный комитет областной государственной администрации (ОГА).

Говоря об межобластных маршрутах, конкурсы по ним проводит "Укртрансбезопасность". Но есть видение, чтобы это передать на уровень Мининфраструктуры. Сейчас обсуждаются соответствующие изменения. Передача конкурсов на межобластные маршруты МИУ упростит ситуацию в связи с проведением дерегуляции рынка. На международные маршруты конкурсами заведует Министерство инфраструктуры Украины.

Как проходит этот конкурс?

Есть конкурсная комиссия. Предприятия, участвующие в конкурсе, должны быть зарегистрированы как в Украине, так и в той стране, в которую идут пассажирские перевозки.

Стоит добавить, что и города, и ОГА имеют право выносить дополнительные условия, когда проводят соответствующие конкурсы. Кроме того, ОГА могут устанавливать дополнительные условия еще и для перевозчика.

Обычно на городском конкурсе все просто. Есть победитель и есть перевозчик, который занял второе место. В случае отказа победителя проводить соответствующие перевозки, это право переходит перевозчику, занявшему второе место.

Контроль на пассажирских маршрутах осуществляет "Укртрансбезопасность"?

Ппассажирские перевозки и такси контролирует "Укртрансбезопасность" путем рейдовых и внеплановых проверок. Также будем выходить в правительство с предложением, чтобы дали нам разрешение и на плановые проверки по ряду субъектов, которые часто нарушают действующее законодательство Украины, имеют уголовные производства в рамках ДТП.

Мы хотим на 2018 год, чтобы правительство нам дало разрешение выйти и проверить такие предприятия, которые часто нарушают нормы закона.

А как проверяются маршруты в селах, например, которые реально сложно проверить?

Если есть жалоба от пассажира, обращение, или уголовное производство, мы проверяем такой маршрут.

А куда должен жаловаться пассажир?

В "Укртрансбезопасность".

У вас есть "горячая линия" или это должно быть письменное заявление?

Желательно письменно, чтобы мы понимали, что это за субъект. Кроме того, мы предоставляем ответ жалобщику. Проводим проверку, подтвердилась его жалоба или не подтвердилась, ведь иногда жалобы пишут несуществующие люди. Бывают случаи, что просят предоставить информацию на электронный адрес, это тоже не проблема.

Есть обращения и по "горячей линии", на которые мы также стараемся реагировать. У нас работает общественный совет для коммуникации с бизнесом и общественностью.

Стараемся работать всесторонне для того, чтобы понять проблемы и потребности бизнеса с одной стороны, с другой — пассажира.

Но есть еще и третья сторона медали. Должно быть законодательство для того, чтобы все эти нормы регулировать. Нужен закон о доступе к рынку, который уже муссируется несколько лет, так называемый евроинтеграционный закон. Законодательство должно соответствовать реалиям рынка.

Примечание Delo.ua.  Кабинет министров 7 февраля утвердил постановление "О внесении изменений в Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта" и "О внесении изменений в Порядок проведения конкурса по перевозке пассажиров на автобусном маршруте общего пользования", которые фактически дают старт реформе рынка автобусных перевозок. Интервью с главой "Укртрансбезопасности" проходило в первых числах февраля.

Возвращаясь к нелегальным перевозчикам, которые дублируют официальные маршруты. Можете рассказать, что "Укртрансбезопасность" делает для того, чтобы их найти, какие штрафы на них накладывает?

Нелегальные перевозки — когда вообще нет ни лицензии, никаких разрешительных документов на перевозки. Такие перевозчики по call-центру или в местах стихийных скоплений людей берут пассажира и везут из точки А в точку Б.

Но есть так называемые "серые перевозчики", у которых есть лицензия на нерегулярные перевозки. Такой перевозчик должен ездить нерегулярно, несколько раз в неделю, и он должен представить нам информацию о том кого, сколько и куда он везет. Но такие нерегулярные перевозчики маскируются под регулярных.

Что мы делаем для выявления таких нарушителей? Мы постоянно, каждый день, проводим рейды, штрафуем таких перевозчиков. Зачастую штраф накладывается по ст. 60 Закона "Об автомобильном транспорте" на 1,7 тыс. грн или по 164 ст. Закона "Об административных правонарушениях" со штрафными санкциями в 17—34 тыс. грн и при повторном нарушении — с конфискацией транспортного средства (ТС).

И сколько их было выявлено в 2017 году?

Нерегулярных перевозчиков в 2017 году было проверено порядка 10 тыс. ТС, из них выявлены нарушения порядка 12,5 тыс., и оштрафованы на общую сумму 6,29 млн грн.

В целом в 2017 году проверено более 721,43 автобусов, такси, грузовиков, перевозящих опасные грузы (это на 113% больше, чем в 2016 году). Было выявлено 102,71 тыс. нарушений и, соответственно, составлено почти 69 тыс. актов. Протоколов об административных правонарушениях составлено 2,9 тыс., вынесено постановлений о применении штрафных санкций — 52,85 тыс. В бюджет Украины перечислено 32,423 млн грн, что на 145% больше, чем в 2016 году.

А много конфисковали транспортных средств?

Мы не имеем права конфисковать ТС, мы не правоохранительный орган. Но я не думаю, что такие прецеденты случались в Нацполиции.

Вы ранее сообщили, что у государства нет четкого исчисления пассажиропотока на всех маршрутах. Почему?

Сейчас на пассажирских перевозках никто вам не скажет четкой цифры пассажиропотока.

Здесь есть злоупотребления автовокзалов, автостанций, самого перевозчика, которые не показывают фактически свои доходы и, соответственно, не платят налоги, ну и не показывают реальный пассажиропоток.

Автовокзалы — большая проблема. Они минимизируют налоги, не показывают реального количества заездов на автовокзал, не показывают, кто сколько платит автостанционного сбора. Напомню, что с каждого билета платится автостанционный сбор, страховка.

А это, в свою очередь, порождает ряд проблем при разработке новых маршрутных сетей. Мы же не знаем, какая маршрутная сеть должна быть идеальной, потому что мы не знаем пассажиропотока.

Что нужно делать?

Этот вопрос требует комплекса мер. С одной стороны, нужно жесткое законодательство, с другой стороны —  доступ к рынку, а также переход от наличных денег к безналичной оплате за проезд.

К сожалению, мы только начинаем внедрять в стране безналичный расчет. Сейчас этот процесс запущен в некоторых крупных городах, чтобы мы или местные органы власти эффективно могли продумывать рынок. Может, его вообще стоит "отпустить" и дерегулировать, а маршруты будут определяться по заявительному принципу. Но это будущее.

Также нужен доступ к рынку автостанции. Когда будет доступ к рынку, когда будет легальный перевозчик, когда будет работать законодательство. В частности, Киев готовит программу по выносу всех автостанций, автовокзалов за пределы города для разделения маршрутов.

Безнал и все остальное тянет определенный комплекс мероприятий. И мы сможем разработать соответствующие маршрутные сети, эффективные и качественные.

Честно говоря, я слабо представляю безналичный расчет в маршрутках.

Маршрутка — это тот же автобус, просто малого размера. От этого нужно отходить, нужно развивать транспортные сети, в городах переходить на большой, электрический, скоростной транспорт. Нужно просчитывать правильно сети. Внутри области нужно также продумывать сети так, чтобы они были эффективны и там качественно предоставляли услуги.

Но есть сопротивление, в том числе от предприятий, предпринимателей, которые занимаются перевозками. Почему? Они не хотят показывать свои реальные доходы, оборот средств, потому что они всю жизнь минимизировали налоги, были на единой системе. А когда есть электронный оборот, монитор твоей финансовой деятельности, это им не очень нравится. При этом перевозчики не обновляют свой подвижной состав.

Рынок пассажирских перевозок еще недавно вообще был криминализирован. И сейчас есть проявления криминалитета, где и соответствующие разборки по маршруту, разборки за направления, и это факт.

А какие технические требования к транспорту?

ТС, которое предоставляет пассажирские перевозки, два раза в год должно пройти технический осмотр. При проверке нашим инспектором водитель должен предъявить протокол технического осмотра.

Но есть системные случаи, когда предоставлялись соответствующие протоколы, но это ТС попадало в ДТП.

Мы проводили техническое расследование, поднимали документацию. И что мы видели: два дня назад ТС проходило осмотр, и вдруг взяло и загорелось. Как делали этот технический осмотр два дня назад? Как ему этот протокол выдали?

Давайте смоделируем ситуацию. Я пассажир, меня не устраивает состояние маршрутки, автобуса, что я должна делать, чтобы исправить ситуацию?

Вы можете звонить нам, можете звонить в органы в сфере защиты прав потребителей, можете звонить и в Нацполицию. Но нужно делать замечания и водителю, и перевозчику, потому что у перевозчика может быть 10 водителей на данном маршруте, а маршрутов может быть и 100. Напомню, что в первую очередь за техническое и за санитарное состояние ТС отвечает перевозчик.

А что с рынком такси?

Рынок такси на 90—95% вне правового поля. Почему? Сложилась такая ситуация, что уже практически на двадцать седьмой год независимости у нас нет закона о такси. Этот рынок можно было отрегулировать другими законами, тем же законом об автомобильном транспорте.

Самая большая проблема в этой сфере — диспетчерские центры. Они себя регистрируют как информагентства, а сами предоставляют услуги call-центров такси. Их никто не контролирует, они вне правового поля сейчас.

Многие таксисты не лицензированы, ездят под call-центрами, или под программными приложениями, которые не получили соответствующей лицензии. Это риск ДТП, потому как ни автомобиль, ни водитель не проходят никакого контроля.

Понятно, что рейдовой проверкой тяжело проверить водителя такси. Да, мы вызываем такси, были рейды такие со СМИ. Они приезжали, и мы, с Нацполицией в том числе, составляли протокол о нарушении по ст. 164 — это штраф в 17 тыс. грн. Но в большинстве случаев такси ездят без опознавательных знаков. Мы физически не можем все машины обзвонить и оштрафовать.

Сейчас в законодательстве в этой сфере большой пробел, а когда есть пробел, то есть злоупотребления.

Законодательно урегулировать рынок хотели не один раз, но всегда процесс глохнет…

На сегодняшний день есть три законопроекта о такси. Они все в стенах комитета Верховной Рады.

А как мне найти сейчас легального таксиста?

Есть немного фирм, единицы.

Но как их найти?

Есть данные в СМИ, интернете, есть база лицензиатов. Те компании, которые получили лицензию и работают. У нас есть эта лицензионная база.

Но вообще нет открытого государственного онлайн-ресурса.

А почему его нельзя сделать?

Во-первых, это персональные данные. Но этот перечень перевозчиков есть, и мы сейчас работаем над тем, чтобы все возможные данные перевести в публичную плоскость и в электронный формат.

А вы ловите таксистов на "евробляхах"?

Такие факты есть, по таким такси мы работаем с полицией и с СБУ. Есть даже автобусы на "евробляхах".

"Евробляхи" заполонили рынок. Но контролировать такие авто сложно, мы не понимаем, кто за рулем.

Когда-то существовала система, где на автомобиле на "евробляхах" водитель мог заехать в Украину, ему выдавали временное разрешение, с техпаспортом, временными номерами. Была идентификация авто в соответствующих базах в ГАИ и МРЭО.

Возможно, сейчас целесообразно легализовать такие авто, регистрировать эти ТС, чтобы их ставили на соответствующий временный учет, чтобы мы могли идентифицировать водителя.

Сейчас много случаев, когда водитель при попадании в ДТП просто оставляет авто. У нас нет методов, как вычислить водителя.