Интересным, на мой взгляд, является совсем незаметное изменение термина "постоянное представительство" в ст. 14.1.193 Налогового кодекса Украины. По новым правилам, наличие у представительства сервера дает основания контролирующим органам признавать абсолютно все представительства, зарегистрированные в Украине, в качестве постоянных. Похоже, что скоро в стране не останется представительств, созданных с целью ведения вспомогательной и подготовительной деятельности.
Напомним, что как и раньше, постоянные представительства согласно ст. 133 Налогового кодекса являются плательщиками налога на прибыль. Причем суммы прибыли нерезидентов, которые проводят свою деятельность в Украине через постоянные представительства, облагаются в общем порядке, независимо от самого нерезидента (ст. 141.4.7 НКУ). Другими словами, налогообложение постоянных представительств в Украине регулируется общими правилами, нормы конвенций об избежании двойного налогообложения на них не распространяются. В то время как "некоммерческие" представительства, которые согласно ст. 14.1.193 не являются постоянными представительствами, не платят в Украине налог на прибыль, и пользуются нормами международной конвенции об избежании двойного налогообложения.
Юридическая казуистика состоит в том, что на законодательном уровне в Украине не определено, что такое сервер. Нет слова "сервер" и в определении термина "постоянное представительство" типовых конвенций ОЭСР и ООН. Соответственно, это исключительное ноу-хау нашего законодателя и депутатов, которые за это проголосовали. Согласно определения из Википедии, сервером может быть как компьютер, так и программа. Но мы же понимаем, что не каждый компьютер является сервером. Поэтому тут во многом зависит, как чудо-технику бухгалтер назвал в регистрах бухгалтерского учета и что сказал проверяющему инспектору во время экскурсии по офису. И если сервер на балансе все-таки есть, то аргументов в пользу представительства не останется.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaМожно сколько угодно прикрываться юридической казуистикой, однако очевидно, что дух закона должен преобладать. Тем более, что нормы международных договоров согласно ст. 141.4.2 Налогового кодекса имеют высшую силу в сравнении с национальным законодательством. Поэтому апеллировать можно к международным конвенциям об избежании двойного налогообложения. Однако это не избавит представительства от необходимости доказывания своей законной позиции в судах. Учитывая наличие абсолютно разной и противоречивой судебной практики в вопросах признания представительств постоянными, можно абсолютно смело предположить, что эта юридическая казуистика определенно сыграет на руку бюджету.