НБУ курс:

USD

41,40

+0,11

EUR

45,14

+0,17

Наличный курс:

USD

41,65

41,59

EUR

45,45

45,30

Как повлияет налоговая реформа на малый бизнес?

Виктория Мельниченко, начальник юридического отдела компании Avon в Украине и Грузии, рассказала Delo.UA, какие последствия для малого бизнеса несут изменения в Налоговый кодекс и что необходимо улучшить

Частные предприниматели, в том числе дистрибьюторы косметической продукции, очень чувствительны к любым законодательным изменениям. Так, в 2011 году в связи с налоговой реформой почти каждый десятый представитель сферы прямых продаж вынужден был свернуть свой бизнес. Данной индустрии, которая делает существенный вклад в бюджет страны и создает возможности для самозанятости сотен тысяч украинцев, понадобилось около двух лет для восстановления. 1 января 2015 года в силу вступил Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы". Какие изменения коснулись предпринимателей — плательщиков единого налога 3-й группы? Станет ли им легче работать, или наоборот, тяжелее?

Упрощенная система налогообложения действительно стала проще. Прежде всего, количество групп плательщиков единого налога сократилось с 6 до 4: субъектов предпринимательской деятельности 3-6 групп объединили в одну — третью. В эту самую многочисленную группу теперь входят физические лица-предприниматели, которые используют и не используют наемный труд, а также юридические лица, у которых на протяжении календарного года объем дохода не превышает 20 млн грн. Большинство партнеров нашей компании принадлежат к 3-й группе, и важно то, что они автоматически остались в своей группе без предоставления каких-либо дополнительных документов. Что же для них изменилось?

  • Снижение ставок единого налога. В третьей группе, в отличие от первой и второй групп, единый налог уплачивается не в фиксированной сумме, а в зависимости от величины полученного дохода. Согласно законодательным изменениям, ставка единого налога для третьей группы теперь составляет 2% от дохода для плательщиков налога на добавленную стоимость (НДС), или 4% от дохода в случае включения НДС в состав единого налога. Таким образом, законодатель снизил фискальное бремя для предпринимателей.
  • Увеличение граничного дохода для предпринимателей: для 3-й группы плательщиков единого налога — с 3 до 20 млн грн (для 1-й группы — со 150 до 300 тыс. грн, для 2-й группы — с 1 до 1,5 млн грн).
  • Введение частичного моратория на проверку контролирующими органами малого бизнеса. Согласно последним нововведениям, на два года введен мораторий на проверку контролирующими органами малого бизнеса, доход которого не превышает 20 млн грн за предыдущий календарный год. Их смогут проверять только по решению Кабинета министров или суда, а также по инициативе самого предпринимателя. Ограничения, правда, не распространяются на проверки соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начисления и уплаты налога на доходы физических лиц, уплаты единого социального взноса и возмещения НДС. Однако даже такая частичная отмена проверки делает бизнес более привлекательным, поскольку снижает давление на предпринимателей.

Что еще нужно доработать?

Тем не менее, для того чтобы стимулировать развитие малого бизнеса в стране, нужно еще много сделать. Существует несколько направлений для дальнейшего реформирования. В частности, необходимо пересмотреть ставку единого социального взноса (ЕСВ) и облегчить осуществление документооборота.

Сегодня плательщики единого налога 3-й группы, независимо от уровня дохода, платят ЕСВ в размере 422,65 грн. То есть, получает человек какой-то доход или нет, он вынужден платить. Мы в компании считаем, что если человек не получает запредельный доход (к примеру, меньше 12 прожиточных минимумов), он не должен платить лишние налоги. Кроме того, нужно освободить от уплаты единого социального взноса пенсионеров всех категорий.

Если говорить об изменении документооборота — еще одном чувствительном моменте для представителей малого бизнеса, то здесь следует упростить процесс регистрации-ликвидации СПД, а также подачи отчетности. Согласно последним законодательным изменениям, плательщики единого налога 1-й, 2-й групп должны подавать налоговые декларации раз в год, в то же время 3-я группа по-прежнему вынуждена подавать их ежеквартально. Мы же придерживаемся мнения, что эту группу также нужно перевести на ежегодную отчетность, чтобы снизить бюрократическую нагрузку на них.