Юрий Терентьев: "Эффект от работы АМКУ за 4 года — 723 млн грн штрафов в госбюджете"

Глава Антимонопольного комитета Украины Юрий Терентьев. Фото: pravo.ua
Глава Антимонопольного комитета Украины Юрий Терентьев. Фото: pravo.ua
В интервью для Delo.ua глава Антимонопольного Комитета рассказал о сегодняшних принципах работы ведомства, его достижениях, оштрафованных компаниях и планах на будущее

Кадровое обновление исполнительной власти заметно невооруженным глазом. Недавно масштабные ротации коснулись Министерства экономического развития, торговли и сельского хозяйства. В течение осени уволили 47 руководителей государственных предприятий и должностных лиц категории "А". Подобные кадровые изменения наблюдаются практически во всех органах центральной исполнительной власти.

Состав Антимонопольного комитета Украины также был несколько изменен указами президента. Delo.ua решили спросить главу комитета Юрия Терентьева, срок полномочий которого продлится до 2022 года, с какими достижениями АМКУ встречает очередную эру перемен.

- Как вы лично оцениваете работу АМКУ за последние 4,5 года?

- До 2015 года АМКУ был сплошной профанацией самой идеи конкурентного ведомства. Формально 750 должностных лиц в Киеве и областных центрах ежегодно выносили 1,5-2 тысячи решений о нарушениях. Но на самом деле львиная доля была имитацией бурной деятельности.

Территориальные отделения для отвода глаз накладывали минимальные штрафы по делам, которые не имели прямого отношения к защите конкуренции. Это были мелкие дела из сферы ЖКХ или защиты прав потребителей. Так, в 2012 году органы АМКУ вынесли 1373 решения о злоупотреблении монопольным положением, зато размер наказания таких "монополистов" составлял 12 тысяч грн!

Те же несколько реальных решений, которые принимались в Киеве, в конце концов пересматривались самим же АМКУ, который уменьшал наложенные штрафы в десятки раз. Например, с 419 до 45 млн грн. Этакое "прощение нарушителей". Сегодня ситуация кардинально другая.

- Что удалось сделать?

- Я возглавил АМКУ, придя с "другой стороны баррикады" — из бизнеса, который естественно заинтересован в прозрачных правилах игры. А потому выстраивал свою работу так, чтобы эти правила существовали и выполнялись.

Во-первых, за мою каденцию с 2015 по 2019 год АМКУ наложил штрафные санкции на рекордную сумму — 4,8 млрд грн. Это больше, чем за всю предыдущую историю Комитета. Даже если смотреть без штрафа, наложенного на российский "Газпром" в январе 2016 года — с учетом него общий размер штрафов достигнет 90,8 млрд грн.

Во-вторых, мы обеспечили фактическую уплату штрафов нарушителями. Благодаря эффективному юридическому сопровождению исков АМКУ за 2015-2019 года в государственный бюджет поступило 723 млн грн фактически уплаченных штрафов. И опять-таки, этот показатель за четыре с половиной года моей работы является большим, чем за всю предыдущую историю комитета .

- Комитет прекратил "прощать" нарушителей и начал более системно работать?

- АМКУ начал выполнять свою главную функцию, то есть сосредоточился исключительно на защите и развитие конкурентной среды. Не больше и не меньше. Ранее, как я сказал, АМКУ в упор не замечал настоящих откровенных нарушений, не анализировал большинство рынков и отраслей экономики.

Только с 2015 года началась не просто системная, а эффективная работа. АМКУ не просто привлек к финансовой ответственности, но и впервые в истории Украины принял решение о принудительном разделении группы OSTCHEM Дмитрия Фирташа после того, как в разгар полевых работ произошла искусственная остановка производства минеральных удобрений.

Мы прекратили злоупотребление монопольным положением табачного монополиста "ТЕДИС" и госпредприятий-гигантов "Укрспирт", "Артемсоль", аэропорта "Борисполь". Это прецедентные дела, которые открыли новую эпоху в антимонопольном регулировании экономических процессов в стране.

- На уровне территориальных отделений тоже что-то изменилось?

- Изменения есть, но они не финальные, процесс продолжается. Первое направление работы — унификация правоприменения. Самые важные расследования продолжаются совместно — в регионах и силами центрального аппарата, а окончательные решения принимаются временными админколегиями с привлечением центрального аппарата и государственных уполномоченных.

Это позволяет наказывать нарушителей справедливо и по-настоящему, а не на 68 тысяч грн, как было раньше. В этом году, например, АМКУ применил санкции к корпорации "Укрбуд" на 260 млн грн за сговор во время публичных государственных закупок по ремонту. В частности, речь идет о громком кейсе — капитальном восстановлении Шулявского моста.

Во-вторых, Комитет должен избавиться от ненужного административного балласта. Мы должны сократить неэффективные отделения, зато оставить в нескольких региональных центрах команды настоящих действенных специалистов. Тех, которые будут настойчиво работать с местной проблематикой. Прежде всего, сосредоточатся на развитии местной конкуренции — будут преодолевать искусственные барьеры, которые местная власть создает для "чужого" бизнеса. А также на переносе лучших практик центрального аппарата АМКУ на местный уровень и их применении к предприятиям любого размера и любой отрасли по всей Украине.

- Что вы можете сказать о борьбе с антиконкурентными сговорами?

- Здесь лучший язык истории — это язык цифр. АМКУ довел до логического завершения очень сложное дело о заговоре производителей табака — наложен штраф в размере 6,5 млрд грн. За сговор на 870 млн грн наказаны подрядчики Минобороны.

Более чем на 300 млн грн оштрафованы операторы АЗС. Если помните, то до 2016 года, независимо от поставщиков топлива, цены на заправках крупнейших сетей были одинаковыми. В результате действий АМКУ на рынке топлива появилась прямая ценовая конкуренция. Вопрос об установлении одинаковых цен остается только по двум игрокам рынка.

- Иными словами, вы, как руководитель, начали ставить правильные задачи, и механизм заработал?

- Конечно, нет. Мы же не механизм с кнопкой: включил — работает, выключил — спит. С 2015 года АМКУ начал учитывать изменения в экономике Украины и адекватно реагировать на новые вызовы. Сегодня Комитет изучает и анализирует рынки на основе лучших европейских и мировых подходов.

При разработке решений мы прямо используем европейские прецеденты. Мы исследуем ситуацию в отраслях и секторах экономики, а не только деятельность отдельных предприятий. А, главное, АМКУ начал принимать на самом деле большие решения по реальным проблемам и отстаивать их обоснованность в судах.

Подчеркну очень принципиальную деталь: АМКУ принимает решения по нарушениям коллегиально, путем голосования девяти госуполномоченных. Комитет превратился из сети офисов, которые "кошмарили бизнес", в открытое ведомство, системно выполняющее свои прямые функции, руководствуясь государственными интересами защиты и развития конкурентной экономики.

Это, собственно, и является фундаментальной переменой за время моей каденции как главы АМКУ, которой я больше всего горжусь как наиболее важной для государства.

Беседовал Дмитрий Филипенко, специально для Delo.ua