Игорь Ляшенко считает, что частная собственность не помеха общественному строительству. А масштабные спекуляции могут помешать сильно
В Киеве есть мост, ведущий в никуда. Широкий, ровный. По нему должно ехать метро на жилмассив Троещина, полмиллиона жителей которого уже два десятилетия мучаются от транспортных проблем. Ну и машины, понятно, должны ехать в три ряда в каждую сторону. Этот мост внезапно обрывается. Причина известна всем, кто интересуется развитием столицы — на левом берегу Днепра находятся частные дачи. Владельцы этих дач с тревогой смотрят на приблизившегося к ним бетонного монстра и понимают, что рано или поздно он поглотит их удобные во всех отношениях дачные участки и дома. Городские власти, строящие мост, уже несколько лет позорятся перед киевлянами, будучи не в состоянии продвинуть дорогостоящую и крайне нужную стройку. "Частная собственность, — пеняли городские чиновники, — священна и неприкосновенна, ничего не можем поделать".
На прошлой неделе наш рывками работающий парламент принял закон об отчуждении частных земель для общественных нужд, например, дорог. Согласно этому закону частное лицо обязано продать свой участок госоргану. Стоимость определяется либо по согласию сторон, либо судом. Основная суть закона в том, что владелец земельного участка не может возразить против того, что его земля будет выкуплена. Тяжба может идти только о цене.
Я, безусловно, в этом вопросе на стороне государства и общества. Удобный транспорт для миллионов важнее комфортного отдыха нескольких сот человек. Но эти сотни должны получить справедливые деньги за свою собственность, даже если это будет стоить миллиард, как говорят киевские власти.
Но самое время теперь задуматься о более серьезной и пока что решаемой проблеме. А именно — об общественном строительстве в масштабах всей страны. Если упомянутые выше дачи имеют хозяев уже много десятков лет, то процесс перехода украинских земель в частную собственность в целом (особенно вне населенных пунктов) как раз в разгаре. И здесь жестко сталкиваются интересы бизнеса и общества. Во все времена и во всех странах с частной собственностью были желающие поспекулировать землей, нужной для масштабного строительства. Есть они и в Украине. Самая большая спекуляция сейчас проворачивается в местах планируемого строительства окружной дороги вокруг Киева. И во многих случаях ее уже не остановить.
Но если бы у нашего правительства было желание подумать о реальных общественных нуждах, то оно могло бы заглянуть хотя бы на десятилетие вперед и предотвратить многие спекуляции, сэкономив миллиарды. Для этого не очень много и надо. Нарисовать планы необходимой дорожной сети и зарезервировать землю под будущее строительство. Это можно еще сделать сейчас, но практически невозможно будет после того, как начнутся реальные работы, а рынок земли заработает без нынешних законодательных ограничений.