НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,15

EUR

44,27

44,00

//Двойной слеш

Игорь Ляшенко о семиотике как базовой науке современного общества. Никакой знак нельзя воспринимать на веру — обязательно надо искать его смысл

в интернете перед доменным адресом ставят две косых черты? И вот человек, который это дело придумал, наконец, сознался. Как пишут информагентства, Тим Бернерс-Ли, несколько десятилетий назад создавший World Wide Web, признал, что эти черточки на самом деле не нужны. Он, мол, торопился и в спешке натыкал ненужных знаков. А затем уже пользователи восприняли это как должное и приняли на веру необходимость этого обозначения. Никто и вопросов не задавал.

Современный мир вообще держится на символах. Мы живем в мире знаков, верим в знаки и практически никогда не задумываемся о стоящем за ними реальном смысле. Иногда раздаются робкие вопросы, но уж очень удобно пользоваться знаками. Известный ученый-филолог Лотман на этой теме вывел целую теорию и стал всемирно знаменит. А семиотика (наука о знаках) в ХХ веке вообще стала в один ряд с классическими логикой и психологией. Собственно, семиотика — это теоретическая основа таких процессов, как программирование и брендинг.

Современный человек уже привык не искать смысла за посылаемыми на знаковом уровне сигналами. Он верит в кока-колу, Гуччи и "Панасоник". Это естественно, и сами производители товаров, стоящих за этими знаками, поддерживают соответствие их реальных потребительских свойств посылу, который идет потребителю.

Но признание Тима Бернерса-Ли нас призывает задуматься, а есть ли смысл в существовании того или иного привычного знака, или это просто две ненужных черточки? Может отказаться от ненужного? Как, например, некоторые филологи уже давно советуют отказаться от такого знака препинания как "точка с запятой" (;). И правда, кто и когда последний раз использовал его при письме?

Стартует официальная предвыборная президентская кампания. Но уже несколько месяцев претенденты посылают обществу знаковую информацию о себе. При этом не задумываясь, что знак должен нести смысловую нагрузку, и восприятие знаковой информации только тогда эффективно, когда существует четкая ассоциация между образным знаком и реальными свойствами, за ним стоящими. Пример Яценюка, который послал обществу ничем не подкрепленный знак, в этом отношении показателен.

Но все равно у политиков теплится надежда, что люди просто слепо уверуют в посылаемые ими знаки. Раз уж они поверили в необходимость двух косых черточек в интернет-адресах. Но фишка ведь в том, что для того, чтобы расставлять ненужные слеши где попало, надо для начала хотя бы свой интернет изобрести.