Скепсис всегда является частью переломного момента. "Не нужно", "дорого", "никто не будет пользоваться". Паровоз, автомобиль, телевидение, интернет, видео, iPhone, социальные сети — все побывали под прицелом всезнающих экспертов. Всем этим технологиям пророчили провал. Но именно их производители стали трендсеттерами эпохи. "Зеленая" энергетика и чистые технологии — излюбленные темы скептиков-интеллектуалов. Самый любимый тезис: "Оно не окупится никогда". И пока скептики говорят о неокупаемости, стоимость ватта солнечных модулей упаланиже 60 центов.
"Этим занимаются только энтузиасты-экологи и сумасшедшие инвесторы", — продолжают скептики. Наверное, так оно и есть. И именно сумасшедшие инвесторы вложили в новые мощности возобновляемой энергетики в 2012 году $268,7 млрд. Это около 60% мировых вложений в новые энергетические мощности — то есть больше, чем получили ископаемая и атомная энергетика.
"Энергия радикально подорожает, если доля возобновляемых источников будет расти. Нельзя вечно субсидировать "зеленую" энергетику", — предупреждают бережливые скептики. Немецкие эксперты констатируют падение стоимости электроэнергии с 60-75 евро за МВт до 40-50 евро с момента решения правительства Ангелы Меркель об отказе от ядерной энергетики. В это же время в США во многих штатах солнечная энергетика уже достигла ценового паритета (grid parity) с традиционной.
"Зеленая" трансформация технологий и экономики уже подошла к тому рубежу, когда ее влияние становится заметным сначала бизнесу, а потом и потребителю. Технологи "зеленой" химии уже присматриваются к позициям нефти в производстве пластиков. Подземная газификация угля сможет давать энергию из пластов, которые ранее считались убыточными и нерентабельными. Глубинная переработка мусора даст на выходе энергию, удобрения и строительные материалы.
"Железо" и технологии не работают, если с ними не работают люди. И во многих странах социальный капитал и человеческое отношение активно разворачивают экономику в сторону устойчивого развития. В частности, голосуя деньгами — не только как потребители, но и как частные инвесторы. Многие "зеленые" проекты получили поддержку десятков и сотен тысяч человек через краудфандинг, сделав то, что часто невозможно для классического инвестирования — объединив социальную заинтересованность с капиталовложениями.
Благодаря краудфандингу запускает солнечные проекты на крышах социально значимых зданий американский стартап Mosaic — и уже привлек более $1 млн. через микроплатежи. А разработчик простых решений для "умного" дома Wattio днями достиг поставленной цели по привлечению денег через платформу IndieGoGo. Люди становятся участниками энергорынка. Более половины солнечной энергетики Германии — это собственность частных домохозяйств, а не корпораций. Экономические отношения меняются и возникают новые экономические модели.
Традиционные энергокомпании многих стран тоже видят необходимость изменений. Переход на "умные" сети позволяет снизить потери и эффективнее принимать энергию из возобновляемых источников. Умные счетчики дают возможность снизить "холостое" потребление и участвовать в энергетических биржах (это когда стиральная машинка торгуется за оптимальный тариф). Понимая это, энергохолдинги создают собственные венчурные фонды, чтобы растить технологических лидеров для решения задач сектора.
Самое главное — пока скептики строят свои прогнозы, кто-то работает, делая реальностью ранее невозможное. Не пройдет и десятилетия, как в жизнь скептиков придет "зеленый" пластик, электромобили, гаджеты, которые заряжаются от солнца, возможно, собственная электростанция и много других вещей, которые пока кажутся нам чудесами. С ростом доступности таких технологий ими смогут воспользоваться все. Но лишь те, кто не закрывает сейчас глаза на сдвиги в энергетике и чистых технологиях, смогут создать на этом свою бизнес-историю. И роли "потребитель" или "предприниматель-творец" распределяются именно сейчас, пока скептики не верят.