НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Зачем нужна публичная порка?

Дмитрий Зинков, председатель правления ОТП Банка, об общественном наказании для недобросовестных заемщиков
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

я поднял данную тему? Ответ очевиден: для большинства банкиров вот уже год проблема обслуживания кредитов является одной из наиболее актуальных. Для выхода экономики из кризиса, возобновления кредитования и нормализации работы финансовой системы необходима уверенность в том, что банковские кредиты будут возвращаться в финансовые учреждения. А те экономические субъекты, которые имея деньги, отказываются погашать займы, не останутся безнаказанными. Я хочу сделать акцент именно на этой категории заемщиков и не касаться тех клиентов, которые, столкнувшись с проблемами, все же пытаются найти пути цивилизованного выхода из сложившейся ситуации совместными с банками усилиями.

На мой взгляд, именно сейчас самое время поговорить о публичных методах воспитания недобросовестных заемщиков. Прежде всего потому, что на протяжении последних месяцев мы увидели стремительный процесс консолидации украинской власти, которой в свою очередь необходимо показать свою силу. Воспитательная работа с нерадивыми заемщиками может стать хорошим показательным примером такой силы. Кроме того, нынешней политической власти необходимо консолидироваться с финансовой для принятия единой общей стратегии по целому ряду актуальных проблем. Без этого действия финансистов и политиков могут напоминать разве что действия героев басни Крылова "Лебедь, Щука и Рак".

Немаловажно и то, что в очередной раз необходимо поднять вопрос ускорения формирования культуры обслуживания кредитов. Финансовой культуры в стране не было, и кризисом она не сформирована. Скорее даже наоборот — пользуясь незрелостью и многочисленными пробелами "культуры", в стране появилась прослойка недобросовестных заемщиков, которые злоупотребляют кредитными обязательствами. Фактически они прячут деньги и отказываются выплачивать полученные кредиты.

Кто-то может назвать мое высказывание "публичная порка" неким архаизмом, возвратом в феодальное прошлое и противоречием рыночному мировоззрению. Но как быть, если конструктивные механизмы себя исчерпали? Если понимание приходит только тогда, когда ответственность за определенные действия публично демонстрируют на других? Возможно, это наш национальный порок, а значит, и методы борьбы с подобными аномалиями лежат в плоскости национальной культуры. Если не накажешь кого-то громко и публично, если Главный человек не покажет свою силу и власть не покажет, что она готова поддерживать права кредиторов, то вряд ли стоит ожидать позитивных перемен.

Кто-то может спросить, пойдет ли власть против крупного корпоративного бизнеса? Отвечу — не пойдет. Но это и не нужно. Что интересно — представители крупных корпоративных групп демонстрируют достаточно добросовестное исполнение своих обязательств. Поэтому мы говорим сейчас не о них, а о тех заемщиках, которые, прикрываясь какими-то эфемерными связями, начинают уходить от выполнения обязательств. Одни кормят банки длительными обещаниями и ничего не предпринимают. Другие вовсе "легли на дно" и оборвали все возможные контакты с ними. Да, в общей структуре банковских портфелей таких заемщиков меньшинство, но риск ведь в другом: уход от выполнения обязательств — это такой вирус, такая зараза, которая со временем может перерасти в эпидемию. Поэтому я твердо уверен, что таких заемщиков нужно "пороть". Не за проблемы их бизнесов, а за нежелание цивилизованно работать с банковским сектором, за злоупотребление незрелостью судебной системы, за опасную уверенность в том, что "деньги решают все". Волнение вызывает и краткосрочный интерес таких субъектов. Мало кто из них понимает, что нынешний кризис — временный, и подобным поведением сегодня клиенты ставят крест на своих взаимоотношениях с банками завтра. А значит, и на развитии своего бизнеса в будущем.

Трудно давать управленческой верхушке целомудренные советы, искать стратегии выхода, общаться сложными для большинства людей категориями. Гораздо проще и показательнее выбрать несколько заемщиков, в поведении которых не возникает сомнений относительно их недобросовестности. Далее дело за малым — их нужно публично наказать. Мера наказания должна зависеть от каждого конкретного случая. На мой взгляд, это самый простой и самый эффективный способ обучения правильному финансовому поведению других. Уверен, после первой публичной порки количество претендентов на вторую существенно поубавится. Не верите? Давайте проверим вместе.