- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Дэмиен Херст и Ай Вэйвэй изобразили СПИД на выставке в PinchukArtCentre
На сером камне в центре зала насыпана груда конфет в блестящих разноцветных обертках. Их вес — 175 фунтов (около 80 кг). Столько весил партнер художника — автора работы, до того как инфицировался ВИЧ. И каждый, зашедший в зал может взять себе конфету. Таким образом "сладкий" объект неуклонно тает — именно так "съедает" людей болезнь под названием СПИД.
Простейшая визуализация неминуемой потери любимого человека. Именно эта простота "цепляет". Такое вот нетрадиционное воплощение скорби, тесно переплетающейся с желанием жить. Потому исчезнувшие конфеты заменяются новыми, до бесконечности — утверждая веру в вечную жизнь любимых нами.
Это, пожалуй, самая эмоциональная работа на выставке "Есть воля — есть шанс" фонда Елены Пинчук "АНТИСПИД", организованной в партнерстве с PinchukArtCentre.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaАвтор инсталляции, известный американский художник кубинского происхождения Феликс Гонзалес-Торрес умер в 1996-ом от СПИДа. В американских музеях и частных коллекциях остались его работы — поэтические аллегории любви, близости, одиночества. "Любовь — это очень особенная штука, потому что она дает нам причину, чтобы жить, но так же, великую причину бояться невероятно бояться, ужасаться тому, что можно потерять эту любовь ", — писал он.
Феликс Гонзалес-Торрес "Портрет Росса в Лосс-Анджелесе". Фото Елена Гладских, Delo.ua
Феликс Гонзалес-Торрес " Совершенные любовники"
Шок не запланирован
Идею, возникшую в фонде "АНТИСПИД" — через работы арт-звезд рассказать историю СПИДа, поддержали мировые знаменитости Ай Вэйвэй и Нэн Голдин. А так же специально для выставки сделали работы фотограф Сергей Братков, бывший харьковчанин, давно живущий в Москве, и киевский художник Илья Чичкан.
Название же всей выставке дала инсталляция Дэмиена Херста "Есть воля — есть шанс". Оптимистичный слоган для такой темы. Но у организаторов и не было цели сделать из СПИДа страшилку. Они хотели возбудить эмоции, не дать отмахнуться от существующей опасности, на пути которой невозможно поставить барьеры в виде границ, сословий или национальностей.
При этом на выставке нет работ, бьющих наотмашь, вызывающих страх, жалость, отвращение. Почему? Конечно, от шокирующих работ может быть очень сильный эффект, но он быстро сходит на нет, считает Экхард Шнайдер, генеральный директор PinchukArtCentre. Но главное даже не это. Тема выставки — шире, чем СПИД. "Эта выставка про жизнь", — замечает Шнайдер.
Несмотря на весь трагизм историй, кураторы попытались вплести в эмоциональную канву нить надежды на то, что шанс жить есть у каждого, а у мира есть шанс остановить эту масштабнейшую эпидемию. Кстати, эту надежду покончить со СПИДом навсегда подпитывают открытия генетиков. Так, на данях, они объявили о создании революционного метода изменения ДНК-текста, дающего возможность изменить подход к лечению не только наследственных болезней, но и к СПИДу.
Любовь у нас в крови
Дэмиен Херст, чья инсталляция дала название всей выставке, предоставил еще несколько работ — картину "Набор лекарств от ВИЧ/СПИДа" и инсталляцию из бабочек "Карма". Художник уже сотрудничал с фондом "АНТИСПИД" раньше — три года назад передал картину "In Love" для благотворительного аукциона, собравшего рекордную для Украины сумму в $3 млн.
Дэмиен Херст "Набор лекарств от ВИЧ/СПИДа"
Еще один художник с мировым именем, китаец Ай Вэйвэй, откликнулся на приглашение фонда "АНТИСПИД", предоставив видео "Петиция о СПИДе" — интервью молодой китаянки, инфицированной ВИЧ. Этой работой он подчеркивает свое отношение к СПИДу, как эпидемии, не имеющей границ. И, как социальный активист, обращает внимание на то, что власти замалчивают проблему, скрывая темпы роста эпидемии в своих странах.
На выставке представлено и известное видео Ай Вэйвэя "Любовь у нас в крови". Эту глобальную метафору о любви и СПИДе фонд уже показывал в прошлом году на Майдане Незалежности. Ее Вэйвэй сделал для СПИД-Фонда Элтона Джона. Видео вирусно распространялось в сети, а так же было показано на огромных экранах на Таймс-сквер в Нью-Йорке и на Пиккадилли в Лондоне.
Видео: "Любовь у нас в крови", Ай Вэйвэй
Человеческое лицо СПИДа
Знаменитая нью-йоркская художница и фотографа Нэн Голдин сделала специально для выставки мультимедийный проект. Это видео на основе фотографий ВИЧ-положительных людей, с которыми встречалась в Украине — в больницах и организациях по работе с группами риска. Художница тесно связана с темой СПИДа с 1989 года, когда стала куратором выставки "Свидетели: против нашего исчезновения". Многие ее друзья умерли, многие — живут со СПИДом. "СПИД изменил все в моей жизни. Была жизнь до СПИДа, и есть жизнь после СПИДа" — говорит она.
На выставке представлен и серия ее фотографий, изображающих ближайшую подругу художницы, которая умерла от СПИДа. Собрав фото с ней, Ненси попыталась представить СПИД не абстрактной "пугалкой", а придать ему облик конкретного человека, показать, как он влияет на жизнь.
"Моби Дик" и "Колыбель"
Специально для выставки сделали свои работы еще два художника — Сергей Братков и Илья Чичкан.
На фотографии Браткова, названной им "Моби Дик", темная туча, символизирующая гигантский фаллос, накрывает украинский пейзаж, оставляя ощущение неизбежной опасности,
Сергей Братков "Моби Дик", Ай Вэйвэй "Безопасный секс"
Илья Чичкан, создал перфоманс "Колыбель", где две руки держат крохотную скульптуру — "деформированный" человеческий зародыш. Женская рука — метафора материнства, которому СПИД угрожает риском рождения инфицированного ребенка. Мужская рука — метафора защиты. Илья Чичкан также не в первый раз участвует в акциях фонда "АНТИСПИД". В 2010 году он нарисовал несколько принтов на тему безопасного секса для коллекции футболок. Это был проект Fashion AID — первый шаг в сотрудничестве фонда и украинского арт-сообщества.
Илья Чичкан "Колыбель". Фото ФБ Константин Дорошенко
"Вирусная" метафора Оурслера
Для Елены Пинчук, основательницы фонда "АНТИСПИД", очень важно, что выставка о СПИДе пройдет на арт-площадке популярной у молодежи. А чтобы расширить круг людей, вовлеченных в эту непростую тему, было решено выйти за рамки PinchukArtCentre на улицы. Причем, опять же, используя привлекательные для молодых людей современные цифро технологии.
Огромную видео-инсталляцию, открывшую вернисаж, будут проецировать еще два вечера подряд с 17.00 до полуночи на фасаде задания, где расположен PinchukArtCentre — в центре Киева, в районе Бессарабского рынка. Этот мультимедийный проект специально для киевской выставки создал нью-йоркский художник Тони Оурслер. На огромном экране появляются лица десяти видео-персонажей, и начинают звучать многоязыкий хор — на украинском, русском и английском. Фразы о СПИДе передаются от одного лица к другому по длинной цепочке, как в знакомой с детства игре в "глухой телефон".
Видео-инсталляция Тони Оурслера в Киеве на Бессарабке
Через такую довольно сложную метафору "вирусной природы языка" художник решил транслировать в общество тревожную информацию о СПИДе: его вирусной передаче, условности географических и социальных границ на пути эпидемии. Без "толмача" такой замысловатой связки между увиденным и СПИДом застигнутые врасплох зрители скорее всего не поймут, но эмоциями должны зарядиться и заинтересоваться, что же там такое показывают — в PinchukArtCentre .
ВИДЕО(так выглядит проекция инсталяция Тони Оурслера на здание PinchukArtCentre.в Киеве ).
Выход на улицы
Еще одна уличная акция проекта — тридцать огромных биг-бордов с изображением кровати со смятыми простынями и подушками, на которых остались следы от двух голов, появившихся на самых оживленных перекрестках столицы. Эти фото своей постели сделал Феликс Гонзалес-Торрес. Этот снимок — символ боли и утраты, напоминание о партнере художника, который незадолго до этого умер от СПИДа. Точно так же как сейчас на улицах Киева, фотография появилась в начале 1990-х на улицах Нью-Йорка. Без всяких объяснительных надписей.
Основательница фонда "АНТИСПИД" Елена Пинчук около фотоработы Феликса Гонзалес-Торреса. Фото korrespondent.net
Это была одна из акций мощного арт-движения в США, объединившего громкие имена. Тогда общественность была потрясена смертями знаменитых художников и фотографов — Роберта Мэплторпа, Кита Харинга, Вито Руссо, Дэвида Войнаровича и других. Конечно, перформансы на тему СПИДа были прежде всего эмоциональной реакцией из авторов на смерть друзей, но в них был заложен и сильнейший социальный заряд. Художники выступали против равнодушия и бездействия правительства. Несколько работ того периода можно увидеть на выставке "Есть воля — есть шанс" как след, который эпидемия СПИДа оставила в мире искусства.
Выставка открыта в PinchukArtCentre с 16 ноября 2013 по 5 января 2014 года.
Время работы: вторник — воскресенье, 12:00 — 21:00. Понедельник — выходной.
Вход свободный.