НБУ курс:

USD

41,65

+0,06

EUR

43,72

--0,18

Наличный курс:

USD

41,83

41,79

EUR

44,25

44,10

Как ученые из Калифорнии будут менять украинские города

Украинские экологи и урбанисты совместно с коллегами из Университета Беркли запустили масштабный проект по исследованию городской среды
Стратегии роста от ПриватБанка, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy и более 90 лидеров отрасли.
Киев, 12 декабря, офлайн
Забронировать участие

В декабре прошлого года в Украине открыли научно-исследовательский центр EnWirenment, который совместно с экспертами Калифорнийского университета в Беркли исследует градостроительную деятельность и экологическую ситуацию в украинских городах. Как устроен научный центр, что он изучает и как повлияет на городскую среду, рассказал координатор EnWirenment Владислав Илюхин.

Владислав, как создавался исследовательский центр и каковы его задачи?

Создание EnWirenment было инициировано Калифорнийским университетом Беркли, в частности, Колледжем экологического проектирования (College of Environmental Design). Профессор колледжа Ирина Дронова стала научным руководителем нашего центра.

Восточная Европа, и в частности Украина, крайне мало представлены в научных исследованиях в сфере градостроительства и урбанистики. Глобально наш регион не исследовался и детальной информации о нем нет. Поэтому для того, чтобы восполнить этот пробел и глобально исследовать регион, были сформированы две научные группы — в Калифорнии и в Украине, которые сообща будут работать над сбором и анализом данных о развитии городов и динамике экологической ситуации.

Украинская часть команды — это научные сотрудники, которые занимаются сбором данных на местах, их первичной обработкой и отправкой в Калифорнию, где местные специалисты уже проводят детальный анализ. Кроме того, они используют данные со спутников NASA и других космических агентств.

Кто работает в украинской научной группе? Как набирали команду?

Сейчас наши научные лаборатории открыты в двух университетах — Киевском национальном университете имени Тараса Шевченка и в Киевском национальном архитектурном университете. Сначала вместе с преподавателями, администрацией этих вузов и Министерством экологии мы составили план работы. После этого на нашем сайте появилась опция, с помощью которой присоединиться к проекту мог каждый желающий. Сейчас мы продолжаем набирать команду, обрабатываем запросы от студентов и открываем для них наши научные наработки. Но мы не хотим останавливаться только на двух университетах и сейчас ведем переговоры ещё с несколькими вузами. Наша цель — объединить на проекте научных сотрудников и студентов всей страны.

Какие именно данные вы собираете?

Мы хотим охватить широкий спектр данных — физический размер городов и зеленых зон, температурные перепады, составы воды, почвы, атмосферы, наличие и виды растительности и так далее. Наша задача — проследить изменения по всем этим параметрам за несколько десятилетий, поэтому мы собираем данные за период с 1991 года и до сегодняшнего дня. Так мы сможем проследить тенденции, чтобы понять, как на городской ландшафт влияют те или иные факторы.

Мы начали исследовать городскую инфраструктуру в двух направлениях. Первое — это изменения температуры воздуха в городах за выбранный период. И второе — это  динамика и результаты роста городов. Мы отдельно исследуем каждый регион — как он развивался физически, как менялись размеры городов и зеленых зон, как колебался уровень загрязнения воздуха и почвы.

Затем, используя эти глобальные данные, будем исследовать как в этой экосистеме существуют конкретные строительные объекты. С помощью этих данных мы рассчитываем собрать цельную картину по всем населенным пунктам Украины и получить рекомендации по улучшению городской среды от ведущих специалистов Калифорнийского университета.

Расскажите, как происходит сбор данных на местах?

В Украине пока нет единой системы сбора и передачи таких данных. Пока все приходится делать в ручном режиме — отправлять запросы и собирать информацию. Здесь все зависит от региона — где-то данные есть, где-то утеряны или существуют только в рукописном виде, и их необходимо оцифровать.

В этом направлении мы сотрудничаем с Министерством экологии. Сейчас мы сосредоточены на сборе данных в областных центрах, затем будем переходить к небольшим городам. Пока наиболее детально изучены Херсонская, Николаевская, Львовская, Черкасская и Винницкая области. По остальным городам и областям завершаем работу и структурируем данные. Мы рассматриваем ситуацию достаточно детально, отмечая не только общую площадь зеленых зон, но и множество необходимых данных: зеленые зоны специального назначения, парки, леса, сады, оранжереи, наличие заражений различного происхождения.

С какими основными сложностями вы сталкиваетесь в работе?

Самые большие сложности — это наличие самих данных и система их фиксации. К сожалению, далеко не со всеми данными можно работать сразу, и не во всех регионах имеются данные по одинаковым критериям. Вместе с Министерством экологии мы пытаемся сейчас собрать максимально разнообразные данные по Украине, чтобы наши проекты были созданы на прочном фундаменте из объективной информации.

Каково практическое применение результатов исследований?

Во-первых, все данные будут представлены в виде интерактивной карты, чтобы все желающие смогли увидеть, как городская инфраструктура развивалась, и как она выглядит сейчас.

Во-вторых, сейчас у нас есть технические и интеллектуальные ресурсы Калифорнийского университета, и мы планируем получить оттуда научно обоснованные рекомендации касаемо улучшения городской среды и инфраструктуры в Украине.

Главное, что нужно понимать, — грамотные изменения городского ландшафта с учетом всех научных исследований в результате обойдутся городу и бизнесу гораздо дешевле. А вот нейтрализовывать последствия неправильной планировки — довольно накладно. Например, необходимо тратить лишние деньги на охлаждающие системы, которые при правильной планировке не нужны.

Для изменения городской инфраструктуры нужно получить поддержку государства. Как с этим обстоят дела?

Сейчас мы сотрудничаем с городскими властями как с провайдерами данных. Украина постепенно переходит к политике открытых данных и государство охотней, чем раньше, открывает информацию.

Судя по тому, что они идут на контакт в сфере провайдинга, мы надеемся, что и с внедрением изменений проблем не будет. Особенно, если учесть, что применение наших рекомендаций удешевит строительство и эксплуатацию объектов городской инфраструктуры.

Сколько вам понадобится времени, чтобы завершить исследования и инициировать изменения городской среды?

Пока мы планируем завершить исследования в период 3-5 лет, точнее сказать сложно. Здесь очень много нюансов, начиная от трудностей со сбором данных и заканчивая недостаточным административным ресурсом.

Кем и как финансируется работа исследовательского центра?

Все финансирование исследование получает от Калифорнийского университета или международных фондов, поддерживающих научные работы.

Вы активно привлекаете бизнес к сотрудничеству на этом проекте. В каком формате это сотрудничество происходит?

Бизнес, в частности строительные компании, располагают большим количеством данных, которые нам нужны для исследований. К тому же они заинтересованы в грамотных рекомендациях относительно строительства и эксплуатации городских объектов — от этого зависят их расходы.

На сегодняшний день сотрудничество происходит в следующем формате — застройщик предоставляет данные о тех территориях, где он реализовал свои объекты. Кроме того, он готов улучшать эти объекты, учитывая наши рекомендации. Для нас интересно получать данные, которые имеет бизнес. Мы работаем с большинством крупных украинских строительных компаний как с провайдерами данных, но пока не всех можем называть публично. Как с провайдером данных сотрудничаем также с консалтинговыми компаниями, например UTG. Они предоставляют данные о территориях, где они внедряли свои объекты.

Что уже сейчас можно сказать о тенденциях на основе тех данных, которые имеются? 

Научный процесс требует времени и тщательной проработки, поэтому он двигается не так быстро, как мы предполагали. Все собранные данные сейчас обрабатываются нашими научными сотрудниками, далее все результаты должны быть рецензированы международными экспертами. Только на этом этапе мы будем иметь право заявлять о состоянии экологии или о процессах градостроительства. Но даже сейчас мы с командой наблюдаем очень много интересных и неожиданных тенденций. Например, мы видим, что часто в городах нерационально используют зеленые зоны. Для того чтобы они несли реальную пользу, нужно учитывать много разных моментов: от температуры воздуха до состояния здоровья жителей. Поэтому комплексное исследование необходимо — оно покажет, насколько это важно.