- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Образование
- Дата публикации
Концепция "Двух умов" для решения конфликта в организации
Для лучшего понимания роли лидера в организации можно использовать простые ассоциации. Нужно рассматривать процессы в компании не как статическую структуру, а как динамичную.
Например, есть лодка, которую несет по реке. Как только река меняет свое направление или возникают водопад и пороги, сразу меняются роли в команде. Некоторые члены в команде начинают играть более важную роль. Соответственно, меняется все и вклад каждого тоже.
Лидерам необходимо научиться чувствовать все процессы, которые возникают в лодке. Необходимо научиться осознавать, что появляются некоторые новые взаимоотношения, старые взаимоотношения уходят, нужно научиться работать в новых условиях максимально быстро.
Мы часто используем концепцию "Двух умов". Это специфический двойной подход, который помогает находить центр лидера.
Представим, что вы, ваша команда или компания находитесь в лодке. Вы плывете по довольно предсказуемому течению, можете измерить, сколько прошли и куда попадете, можете просчитать, сколько понадобится времени. В этот момент вы чувствуете, что можете контролировать ситуацию — течение поддерживает направление движения лодки, вы используете лучшие практики управления, которые уже доказали свою эффективность. Благодаря им мы используем здравый "каждодневный разум". Представьте, что ваш "каждодневный разум" смотрит на берег реки, берег — это точка отсчета, факт берега позволяет использовать каждодневный разум.
Ситуация меняется, случается кризис. В это время проходят странные вещи с рекой. Ваш "каждодневный разум" все еще смотрит на берег, но лодка вращается на волнах. Вы теряетесь и начинаете чувствовать себя неуверенно в непредсказуемой критичной ситуации. И часто это чувствуют люди в вашей организации. Они говорят: теперь нам нужен лидер, который знает, куда он идет. Классическая точка отсчета — берег — не работает.
В этот момент приходит другое мировоззрение — "Болшое Ю", или "ум навигатора". "Каждодневный разум" смотрит на берег, чтобы понять, как далеко он продвинулся по отношению к конкурентам. "Ум навигатора" смотрит внутрь, чтобы понять, где он находится сейчас, потому что "ум навигатора" обладает глубинным пониманием направления, с каким он плывет по этой реке.
Мы советуем лидерам, чтобы они оставили свой "каждодневный разум" и включили "ум навигатора". Для "каждодневного разума" кризис — это ужас и несчастье для бизнеса. Для "ума навигатора" кризис для бизнеса — это стагнация, но это и возможность понять глубинное направление лодки.
Кризис мы должны одновременно любить и ненавидеть. Кризис — это изменения, это вызов вам как индивиду, команде, организации.
"Каждодневный разум" видит, что произошло, и на основании этого делает прогнозы, что делать дальше. До какого-то момента вам это помогает управлять компанией или даже рулить страной в каком-то направлении. Поведение стейкхолдеров понятно и предсказуемо до определенного времени. Как только река меняет направление, аналитический разум уже не работает, потому что здесь не только вы и ваша сила и разум управляют лодкой, но начинает управлять и системный разум.
Как это работает? В реке есть подъемы и спады, лодка вращается по кругу и в разных направлениях. Непонятно, кто ваш друг, кто враг. Ваша команда тоже в растерянности, так как старое не работает, нужно делать что-то новое. Это хаос, но в хаосе есть структура. Для вашего "каждодневного разума" все хаотично, но для "ума навигатора" в этом есть логика. "Ум навигатора" выходит на первый план — и все становится понятно.
"Ум навигатора" дает возможность привнести целостность в вашу команду или в ваш личный путь. Но это очень антиинтуитивно, так как нужно остановить "каждодневный разум".
Конфликты возникают с точки зрения нашего "каждодневного ума", когда мы находимся в турбулентности. Люди в конфликтах больше всего боятся поляризации и притворяются, будто конфликта нет вообще.
Главный совет по решению конфликта — чем раньше вы его вскроете, тем лучше. Вы понимаете, что будете сражаться с ним, может быть драться. Но это лучше, чем долго ждать, когда он взорвется, и больше с ним ничего нельзя будет сделать.