НБУ курс:

USD

41,70

+0,05

EUR

43,82

+0,10

Наличный курс:

USD

41,80

41,77

EUR

44,20

44,05

Запрет российских сериалов: как украинские каналы "собирали плотик посреди океана"

Продюсер компании Film.ua Ирина Костюк о бенефитах и болевом шоке от первого опыта массового производства фильмов и сериалов для отечественного рынка
Стратегии роста от ПриватБанка, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy и более 90 лидеров отрасли.
Киев, 12 декабря, офлайн
Забронировать участие

Прошлый год стал поворотным для украинского рынка телепроизводства и телевещания. Ни один из предыдущих кризисов не сравнится с тем, к чему пришлось адаптироваться рынку в этот раз. По сути, у не умеющего плавать резко забрали красивый и дорогой надувной круг с уточкой и бросили среди океана самому выбираться на берег. Пациент чуть не пошел ко дну, но взял себя в руки и начал потихоньку собирать плотик из подручных средств и продолжать плыть.

В этой метафоре пациент — это украинские каналы, красивый надувной круг с уточкой — российский контент, а плотик — наскоро сделанный местный контент, который все побежали заказывать местным продакшнам. При этом пациент пытается собрать этот плотик так, чтобы он выглядел как красивая и дорогая уточка, но прежних бюджетов на контент у него для этого не осталось.

Так что запрет российского контента придал стремительного ускорения и быстро начал менять структуру бизнеса.

Ситуация сейчас такова, что потребность в местном контенте у украинских каналов беспрецедентно высокая. Соответственно, производственные мощности практически всех украинских производителей телеконтента заполнены под завязку. Даже самые небольшие продакшны, которые до этого ходили по рынку с вялыми заявками, уже снимают свои сериалы, если смогли заверить канал, что произведут его за три копейки.

Цена производства сейчас — решающий фактор. Спрос вырос, но бюджеты, за которые нужно произвести этот контент, стремительно упали в силу падения рекламного рынка. Соответственно, востребованными будут становиться те жанры, которые возможно произвести технологично и не дорого. Это длинные мыльные павильонные сериалы, многосерийные вертикалки, которые можно хорошо амортизировать по сетке, реконстрактед риалити, скриптед риалити и т.д.

Структура бизнеса и экономическая модель самих продакшнов очень сильно изменилась. Даже если местные каналы загрузят их под завязку заказами, это не означает, что финансово производители станут на путь развития. Вовсе нет. На выгодную экономическую модель, которая позволит комфортно существовать всем игрокам рынка и развивать этот самый рынок, пока никто еще не вышел. Каждый день появляются какие-то новые запреты, квоты, популистские высказывания под прикрытием модного нынче тренда патриотизма. дилетантские проекты законов, последствия которых для экономики страны никто не додумался просчитать.

И наш продакшн, и все те вменяемые коллеги, с которыми мы общаемся, понимают ситуацию. Завязали пояса и пытаются идти на значительные уступки (а иногда и на односторонние финансовые риски) для того, чтоб продолжать производить качественно, но за те бюджеты, которые бродкастеры себе могут позволить.

Все достойные игроки рынка заинтересованы в развитии телепроизводства, все готовы на сегодняшние риски и потери ради завтрашних успехов и побед. Остается надеяться, что и украинский зритель не будет слишком строг и не сильно возмутится возможному снижению качества картинки. Хотя на примере некоторых продуктов можно сказать, что зритель иногда готов закрыть глаза на качество в пользу местных и актуальных тем.

Ситуация породила и много рыночных "подельщиков-однодневок".

Не могу не отметить, что вышеописанная ситуация с бюджетами касается не всех телегрупп. Не все едины в своем стремлении сбалансировать расходы и доходы и прекратить дотировать сетку деньгами владельцев каналов. Есть игроки, которые все равно будут тратить больше, чем позволяет рынок. Будут продолжать нездоровую конкуренцию и тратить на контент больше, чем возможно окупить в текущих рыночных условиях. Ибо построение эффективного бизнеса у таких игроков не в приоритете. И это, я бы сказала, и является корнем всего того зла, в том числе и всех тех запретов и законов, которые осложнили жизнь самим же каналам и привели к потерям: построение прибыльного бизнеса не было среди ключевых приоритетов наших телегрупп. На первом месте было политическое влияние.

Ну и чтоб стакан был скорее наполовину полон, а не пуст, отмечу еще одну позитивную тенденцию в рамках всей этой катавасии. Это занятость украинских актеров. Если ранее, несмотря на таланты и достоинства, им доставались второстепенные роли в сериалах, то теперь они на первых ролях, востребованы и желанны. Их графики перегружены, нам приходится согласовывать графики с другими продакшнами, чтоб "всем хватило". И, как ни странно, при всей ситуации с производственными бюджетами гонорары актеров скоро могут поползти вверх Вследствие того, что актеров у нас не так много, как сейчас требует рынок, картинка с одними и теми же актерами на разных каналах скоро станет довольно регулярным делом. Надеюсь, мы быстрее начнем открывать новые таланты.