НБУ курс:

USD

41,32

+0,04

EUR

45,80

+0,34

Наличный курс:

USD

41,60

41,50

EUR

46,15

46,00

Почему "Энергоатом" нужно приватизировать, и как это повысит безопасность государства

"Священные коровы" госкомпаний не должны быть такими священными, — я считаю, что НАЭК Энергоатом нужно было приватизировать до войны. Тем более, считаю, что НАЭК нужно будет приватизировать как можно скорее после того, как война закончится.

Причем приватизировать НАЭК надо не потому, что я либертарианец, считающий, что приватизировать нужно вообще все, а сугубо с точки зрения повышения безопасности государства.

Потому, что этот мой тезис уже вызвал некоторое обсуждение, большей частью скептическое, поэтому попробую объяснить немного подробнее.

Атомные станции являются самым дешевым и стабильным источником электроэнергии везде, где они есть.

В Украине АЭС, как и в любой стране, где они есть, выполняют функцию производства базовой нагрузки в сети, то есть они производят более или менее стабильный объем электроэнергии и днем, и ночью, и не уменьшают или увеличивают его в течение суток.

Также есть второе правило – если что-то пошло не так, то стоимость того, чтобы справиться с этим "не так", достигает астрономических величин.

Номинальный ВНП СССР в 1985 году достиг примерно $2.2 триллиона. Стоимость ликвидации последствий Чернобыльской аварии в следующем году – около $700 миллиардов. Из них примерно половина была израсходована в год катастрофы.

После этого у СССР не было денег ни продолжать войну в Афганистане, ни держать в шорах страны Варшавского соглашения, ни содержать самого себя. Некоторые экономисты считают, что Чернобыльская катастрофа стала главным фактором распада СССР.

Ликвидация последствий катастрофы на АЭС Фукушима в Японии стоила около 175 миллиардов долларов, то есть примерно столько, сколько номинальный ВВП Украины в 2023 году.

Что случится, если, не дай Бог, будет какой-то крупный сбой или авария на АЭС в Украине? С точки зрения организационной, это будет огромный экзамен для всей системы гражданской обороны в Украине. С точки зрения же финансовой, это будет абсолютно неподъемной для Украины нагрузкой.

Есть война или нет, у Украины просто нет денег для того, чтобы полноценно разобраться в любой серьезной ситуации с АЭС. Международное сообщество, хотя и придет на помощь, не имеет формальных обязательств помочь и потому есть риск, что помощь придет поздно, не да и не в том объеме.

Продажа НАЭК Энергоатом французскому Framatome, японской TEPCO или финской TVO ничего бы не убрала бы с этой картины, но добавила бы в нее несколько дополнительных бенефитов для Украины.

В случае проблем на АЭС в Украине это все равно будет огромным экзаменом для всей системы гражданской обороны. Однако, по меньшей мере, финансовое бремя в этом случае будет хотя бы частично снято с украинского государства.

Ибо риски будут застрахованы и перестрахованы. То есть, финансово борьба с последствиями будет финансироваться не только бюджетом Украины и чисто добровольными пожертвованиями от других стран.

И с точки зрения долгосрочной безопасности государства решение о приватизации НАЭК Энергоатом сразу после окончания войны – это о безопасности государства, это не о деньгах теперь и сейчас, а о человеческих жизни и деньгах в том, пусть и очень маловероятном, случае, когда что-то серьезное произошло в системе АЭС

Перед тем, как мне будут возражать и говорить о том, что в мире компании-производители атомной энергии являются государственными, предлагаю посмотреть на структуру акционеров компаний, являющихся операторами АЭС в разных странах.

От Франции (где акционеры Framatome – Electricite de France и японская Mitsubishi Heavy Industries) до Японии (публичные компании), Финляндии (СП со многими участниками, включая крупнейшую публичную энергетическую компанию Fortum) и США.

Ну и я, как видите, не привожу других аргументов, которые мне кажутся самоочевидными, ни из области корпоративного управления или доступа к долгосрочному финансированию, ни из области трансфера технологий, для меня это прежде всего вопрос долгосрочной безопасности страны.