- Категория
- Промышленность
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
Почему при внедрении CBAM Украине нужна отсрочка
Глобальное потепление уже давно перестало быть какой-то далекой проблемой, волнующей только ученых. Изменение климата по всему миру и связанные с этим процессы – от аномальной жары до масштабных пожаров и ураганов – мы видим и чувствуем сами уже не первый год. Европейский Союз, как объединение передовых стран, стоит в авангарде борьбы с последствиями глобального повышения температуры, внедряя новые механизмы, направленные на сокращение глобальных выбросов парниковых газов.
Одной из таких инициатив является механизм пограничной углеродной корректировки (CBAM), которая должна уменьшить углеродный след импортируемой в ЕС продукции. Это немаловажный шаг в достижении климатической нейтральности. Для Украины, которая движется по евроинтеграционному пути, он также должен стать обязательным. Однако более 2,5 лет величайшей войны в Европе за последние восемь десятилетий вносят свои коррективы в наши способности следовать передовым трендам. Внедрение CBAM без отсрочки может иметь катастрофические последствия для экономики, промышленности и социальной стабильности.
Что такое CBAM и почему это важно для ЕС
CBAM (Carbon Border Adjustment Mechanism) – это часть европейского Зеленого курса (European Green Deal), амбициозной стратегии ЕС по достижению климатической нейтральности к 2050 году. Его суть состоит в том, чтобы облагать дополнительными платежами импорт товаров, имеющих высокий углеродный след, таких как сталь, цемент, алюминий, удобрения и электроэнергия. Это должно стимулировать международных партнеров ЕС переходить на "зеленые" технологии, выравнивая условия конкуренции для европейских производителей. Он должен быть полноценно запущен с 2026 года.
Влияние CBAM на украинскую промышленность
Для Украины, поставляющей в ЕС значительную часть своей продукции именно в этих секторах экономики, внедрение CBAM означает серьезные изменения в условиях торговли. Однако эти изменения должны учитывать современные украинские реалии: разрушение инфраструктуры, нестабильное электроснабжение, постоянные угрозы предприятиям из-за войны войны.
Украинская экономика во многом зависит от экспорта металлургии, химической промышленности и строительных материалов. Внедрение CBAM без адаптационного периода фактически станет "налогом на выживание" для украинских предприятий, и так работающих в чрезвычайно сложных условиях.
Согласно данным ГМК Центра, в первый год полного внедрения CBAM Украина потеряет $202 млн экспорта, а в 2030 году этот показатель вырастет до $1440 млн в год, в целом для экономики потери составят $790 млн в 2026 году и почти $5 млрд в 2030 году. экономики это будет означать не более чем катастрофу.
Среди главных угроз для Украины – потеря рынков. Из-за дополнительных платежей украинские товары станут менее конкурентоспособными в ЕС по сравнению с европейскими или даже третьими странами, уже адаптировавшимися к "зеленым" стандартам. Резкий рост себестоимости продукции может привести к остановке предприятий, что критично ударит по регионам, где промышленность является основным работодателем.
Прямым следствием потери рынков и закрытия заводов станут и уменьшение объемов производства и экспорта, а значит и налогов для госбюджета. Для воюющей страны (или восстанавливающейся после войны) это может иметь крайне тяжелые последствия. Массовое сокращение рабочих мест на фоне войны или послевоенной разрухи усугубит социальные проблемы, что может обернуться как дестабилизацией внутри страны, так и новым потоком массовой эмиграции.
Отсрочка — не льгота
Отсрочка — это не льгота, а рациональное решение, выгодное как Украине, так и ЕС. И для этого есть существенные аргументы. Первое и главное – это время адаптации. Украина не отказывается от перехода к низкоуглеродистой экономике, но сегодня большинство предприятий не имеют технической или финансовой возможности проводить модернизацию из-за постоянных разрушений и ограничений, вызванных войной. Отсрочка позволит создать условия для постепенного перехода на экологичные технологии. А еще – сохранить рабочие места. В условиях войны экономическая стабильность критически важна. Отсрочка CBAM поможет сохранить предприятия, а значит – рабочие места для сотен тысяч украинцев. Отдельно для Украины это возможность привлечения инвестиций. Временная пауза позволит Украине совместно с европейскими партнерами разработать программы поддержки промышленности, в частности, через финансирование "зеленых" проектов. Это может стать толчком к модернизации, а не причиной стагнации.
Как ни парадоксально, но отсрочка выгодна для ЕС. Украина является одним из крупнейших поставщиков стали и удобрений в Евросоюз. Резкое сокращение этого импорта может привести к дефициту и росту цен на европейском рынке.
Украина неоднократно подтверждала готовность продолжать климатические реформы. Однако для успешной адаптации к CBAM требуется поддержка ЕС.
Дело в том, что только в 2023-2024 годах европейские страны анонсировали выделение 10,5 млрд евро на декарбонизацию сталелитейной отрасли. Очевидно, что Украина, имея "дыру" и бюджет, вызванную войной, не может выделять соразмерные средства для модернизации своих предприятий. Поэтому нам необходимо необходимы программы грантов или кредитов для предприятий, которые готовы инвестировать в "зеленые" технологии. В частности, доступ к европейским фондам декарбонизации.
Нам очень нужна техническая поддержка, экспертные консультации и помощь в разработке отраслевых стратегий сокращения выбросов.
Война и климат: баланс интересов
Украина уже сегодня показывает миру пример невероятной стойкости. Наши предприятия работают даже под обстрелами, энергетики ремонтируют разрушенные сети, а металлургические заводы возобновляют производство после ракетных атак. В таких условиях адаптация к CBAM – это вызов, требующий времени и партнерской поддержки.
Европейский Союз всегда подчеркивает важность солидарности. Предоставление Украине отсрочки во внедрении CBAM — жест солидарности, который не только поддержит нашу экономику, но и укрепит партнерство между Украиной и ЕС.
CBAM – это необходимый шаг для борьбы с изменениями климата, и Украина поддерживает эту инициативу. Но для нас важно, чтобы этот путь не стал для украинской промышленности ловушкой, а наоборот, новой возможностью для развития. Отсрочка внедрения CBAM позволит Украине адаптироваться, модернизироваться и, в конце концов, стать надежным партнером ЕС в достижении климатических целей.
По словам заместителя министра экономики Тараса Качки, летом 2024 года Украина провела с ЕС первые переговоры о waiver — исключение из-под действия CBAM. Пока не ясно, что именно будет включать такое решение, но это точно не будет полное неприменение CBAM для Украины. Однако мы его и не просим на десятилетие, а ослабление положений, а не отсрочки, может не хватить для нормальной адаптации нашей экономики.
Интенсификация диалога на самом высоком уровне для поиска решения нужна уже сегодня. Уже сейчас следует коммуникировать с органами ЕС о возможностях и способах применения в Украине положений о форс-мажоре и получении отсрочки от СВАМ как минимум на время действия военного положения и несколько лет после его завершения.
Наша общая цель – устойчивое развитие, и только через партнерство, поддержку и понимание мы можем достичь ее вместе.