НБУ курс:

USD

41,42

--0,06

EUR

44,83

+0,08

Наличный курс:

USD

41,35

41,25

EUR

45,05

44,80

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

Совладелец «Одесской киностудии», двух кинопрокатных компаний и сети кинотеатров «Линия кино» Александр Ткаченко: ”Вслед ушедшему поезду можно только помахать рукой и пожелать удачи”

Совладелец «Одесской киностудии», двух кинопрокатных компаний и сети кинотеатров «Линия кино» будет строить новые мультиплексы, а самым удачным своим проектом считает телефильм «Доярка из Хацапетовки».
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

– Вы имели отношение к выходу каналов МTV и «Ciтi». Сейчас продолжаете работать над этими проектами?

– МTV со мной сотрудничал как с консультантом по развитию проекта. Это был очень интересный опыт. Потому что сам бренд МTV — уникальный. И разработки, которые есть у МTV, абсолютно не похожи то, чем пользуется наше телевидение.

– А с «Ciтi» вы работаете?

– Нет.

– Ваши предложения не приняли?

– Вслед ушедшему поезду можно только помахать рукой и пожелать удачи.

– Тогда что для вас не ушедший «поезд»?

– Работаем над одним телепроектом, правда, не в Украине. Но пока это не афишируем.

– Ваше имя называли среди возможных продюсеров «5 канала»…

– Слухи не комментирую.

– Среди кандидатов на пост гендиректора Первого Национального тоже звучала ваша фамилия. Вы готовы выступить в роли кризис-менеджера?

– Все зависит от условий.

– Помню, когда пришли на «Одесскую киностудию», говорили, что всегда интересно сделать из «запорожца» «фольксваген»…

– У меня не пропадает надежда, что из Первого канала рано или поздно сделают настоящее общественное телевидение. Все остальное — это затыкание дырок, а не целенаправленная работа. Сейчас у канала, имеющего практически 100%-ное покрытие и огромные возможности, доля смотрения чуть больше 1%.

– После введения обязательного дубляжа, озвучивания или титрирования иностранных фильмов на украинский вы резко выступили против этого. Почему? Потому что ваши компании «Киномания» и «Синергия» работают через Россию, как и большинство других дистрибьюторов?

– Дело не в том, с кем работает большинство дистрибьюторов — с россиянами с англичанами или американцами. Дело в том, что кинопроцесс — это замкнутый цикл. Люди ходят в кинотеатры, покупают DVD, смотрят ТВ. В результате деньги приходят в продакшн-компанию, кинотеатрам, дистрибьюторам. Снова производится кино, снова люди его смотрят...

– А украинцы ходят в кино так же часто, как россияне или европейцы?

– На данный момент в Украине количество посещений на человека в год в 2 раза меньше, чем в России. А по сравнению с европейскими странами — меньше в 5-8 раз. Поэтому денег в украинском кинопрокате не так много. Несмотря на то что Украина, и Россия, а так же Объединенные Арабские Эмираты, входят в тройку лидеров по росту посещаемости, нам еще расти и расти до таких кинорынков, как Германия, Франция, Италия. Так что вопрос дубляжа на украинский не политический, не культурный, а экономический. Ведь каждый фильм — это венчурный проект. Есть продюсеры, которые рассчитывают получить за этот фильм свои деньги. Они смотрят прогноз — соберет ли этот фильм достаточно денег — и принимают решение: выпускать или не выпускать. Это решает не дистрибьютор в Киеве и не дистрибьютор в Москве, а тот, кто имеет права на фильм. Поскольку мы имеем дело с продукцией, произведенной преимущественно на Западе, это либо Лондон, либо Лос-Анджелес, либо Париж. Если фильм был куплен московскими дистрибьюторами, решение принимают они, но также исходя из экономических соображений. Для того чтобы производитель начал заключать контракты напрямую с украинскими дистрибьюторами, надо время. Сейчас продают фильмы, выход которых запланирован на конец 2009 года. Все остальные на стадии сценария или производства уже куплены. Мы уже сделали несколько таких покупок в интересах украинского рынка.

– Сколько лет нужно, чтобы возникли нормальные экономические условия?

– Думаю, что года два-три. Должны быть технологические условия, которые сделают процесс дубляжа более дешевым. У нас в стране можно выполнить только первую часть процесса — нанести звук. Все остальное — свести, переложить его на копию и напечатать эту копию — делается за рубежом.

– Почему вы считаете, что года через два-три на рынке будет больше денег?

– Количество запланированных к строительству кинотеатров позволяет на это надеяться. У нас рост рынка был 25-30%. А так как экономический рост продолжается, то нет причин думать, что зритель перестанет ходить в кинотеатры.

– И насколько, по вашим прогнозам, вырастет рынок?

– В ближайшие пару лет минимум в 2-3 раза.

– Будете расширять сеть кинотеатров «Линия кино»?

– Мы собираемся строить. Но проблема в том, что если политика останется такой же, как сейчас, срок окупаемости проектов будет намного больше.

– Российские инвесторы, которые собираются открывать кинотеатры у нас, определяют срок окупаемости двумя-тремя годами…

– У меня такое впечатление, что россияне сказали о двух-трех годах еще до того, как поняли, что у нас происходит. Пока что на рынке работают только украинские инвесторы, все остальное — только пожелания вслух. По данным прошлого года, срок окупаемости кинотеатра — 3-4 года.

– Но ваши оппоненты тоже апеллируют к цифрам — например, что доходы от проката увеличились в феврале 2008-го по сравнению с 2007-м на 22%?

– Но при этом количество зрителей сократилось с 90 тысяч до 80. Просто за это время билеты подорожали с 16 гривен до 22.

– Как вы пытаетесь изменить ситуацию?

– Пытаемся объяснить реальную картину на всех уровнях — в Верховной Раде, президентской администрации, Кабмине, Минкульте. С цифрами на руках показываем, что теряет государство — налоги, количество рабочих мест будет меньшим, а зрители, покупая фильмы у пиратов, будут помогать развитию нелегального бизнеса.

– Почему «Линия кино» не участвовала в забастовке кинотеатров?

– Мы надеемся на диалог. Забастовка — это самая крайняя мера.

– Будете настаивать на том, чтобы государство взяло на себя расходы по дубляжу?

– Мы не настаиваем, это было одно из предложений.

– А на чем будете настаивать?

– Мы считаем, что нужен переходной период.

– То есть вернуться к тому, что было предложено Вячеславом Кириленко?

– Абсолютно точно. Тогда было принято достаточно взвешенное решение — поэтапный переход. Причем процент озвучивания или дублирования на украинский останавливался на уровне 70%. А 30% фильмов можно было выпускать с украинскими субтитрами. Что, кстати, не противоречит ныне действующему закону. Кроме того, государство должно выполнить обещания, которые оно публично задекларировало. В том числе по созданию мощностей для печатания копий.

– У вас две крупнейшие дистрибьюторские компании. Четверть рынка занимаете?

– Процентов 25.

– У этих компаний разные схемы работы?

– «Киномания» работает с компанией Warner Bros., поэтому она зарабатывает процент комиссии. Комиссия бывает разная, но это небольшой процент. А Warner Bros. получает роялти. Это сумма, которая остается после того как из прокатного сбора вычли все расходы (на дубляж, производство копий, рекламу. — «ДЕЛО»), а также вычли деньги, которые остаются в кинотеатрах (50% сборов. — «ДЕЛО»). Это процент — более-менее известный на рынке. Если фильм большой, то сумма роялти получается солидной.

«Синергия» работает на свободном рынке с независимыми дистрибьюторами. Она должна либо платить минимальную гарантию, либо сама покупать фильмы и дальше заниматься их распространением. То есть «Синергия» иногда покупает права или занимается дистрибуцией прав других дистрибьюторов.

– То есть в последнем случае другие компании покупают у производителя право на распространение фильма на территории СНГ, а «Синергия» является их представителем в Украине?

– Да.

– Сколько стоят права?

– Если вы покупаете права исключительно на Украину — это одна цена, если на СНГ или на Восточную Европу — другая. Кроме того, все зависит от фильма — какой у него потенциал… Иногда сделки в СНГ могут стоить миллион долларов, а могут — два, три, четыре. Если речь идет об украинском рынке, то обычно это 15% предполагаемой цены на СНГ.

Вы платите компании, обладающей правами на фильм, минимальную гарантию. А какие еще платежи она получает от вас?

– Минимальная гарантия — это платеж, который подтверждает серьезность намерений дистрибьютора. Правообладателю идут еще доходы от проката, от продаж на телевидение и продаж на DVD. Эти суммы в каждом случае оговариваются отдельно.

– Вы стали совладельцем «Одесской киностудии» года три назад. Что успели сделать за это время?

– Сейчас там можно работать. Есть съемочное и осветительное оборудование, оборудование для монтажа, специальная техника. Отремонтированы съемочные павильоны и главный корпус. Туда с удовольствием приезжают съемочные группы из России и Украины.

– Сколько вложено в реконструкцию студии?

– Частные инвесторы вложили 32 миллиона долларов.

– Сколько фильмов «Одесская киностудия» сняла в прошлом году?

– 4-5 прокатных фильмов. В этом году в запуске у нас их больше.

– Вы получаете бюджетные средства на съемки?

– У нас в плане есть 2 или 3 таких проекта на этот год. Совместно с Минкультом была снята картина «Саперы» и фильм Евы Нейман «У реки», который финансировался и частными инвесторами, и государством.

– Какие яркие проекты снимаются на студии сейчас?

– На днях известный одесский режиссер Виллен Новак закончил съемки нового проекта под условным названием «К барьеру», главные роли в котором исполняют российские актеры Ольга Красько и Юрий Степанов. Думаю, к осени картина появится в прокате.

– А телефильмы какие сняли и кто их у вас покупает?

– Сейчас закончен телефильм «Колечко с бирюзой», его купил канал «Россия». «Ворожею» приобрел «1+1». В планах на этот год еще около 10-12 часов телефильмов и 4-5 прокатных фильмов.

– На каких проектах продюсером были лично вы?

– Проект, получивший наибольший успех — это четырехсерийка «Доярка из Хацапетовки». Фильм показали на канале «Россия». Причем его недавно повторяли, и он снова собрал такую же рекордную долю для канала, как и 8-9 месяцев назад, когда была премьера. На «Интере» он также собрал рекордные показатели.

– Во сколько обошлось производство этого фильма?

– Производство такого телефильма с актерами класса А на 110 или 90 минут сейчас стоит минимум 300 тысяч долларов. Причем значительная часть бюджета уходит на гонорары актерам.

– Будете в ближайшее время еще инвестировать в студию?

– Вторая стадия реконструкции будет включать в себя строительство павильонов, ремонт помещений, создание грамотного цикла производства, который позволил бы конкурировать с нашими восточноевропейскими соседями. Ведь в Румынии, Венгрии, Польше созданы очень лояльные условия по отношению и к местным, и к зарубежным производителям. В Венгрии это возврат налога. Причина, по которой государство идет на такой возврат средств, очень простая: работников индустрии обеспечивают рабочими местами, это способствует развитию смежных отраслей — туризма, например. А бюджеты фильмов, которые снимаются в Венгрии, таких как «Хеллбой», около 70 миллионов долларов. У поляков есть фонд, инвестируемый за счет специальных налогов, которые платят телевидение и кинотеатры. И за счет этого появляются деньги на производство фильмов.

– Пришлось, придя на киностудию, увольнять людей?

– Большинство сотрудников киностудии все еще на ней работают. Увольнений не было. Были единичные случаи. На студиях такого же уровня в Румынии или Венгрии работает 40-50 человек. У нас — 200.

– То есть держите «балласт»?

– Нет, у всех в той или иной степени есть работа.

– Какая киношная профессия сейчас в дефиците?

– Технические сотрудники. Гаферы, декораторы, осветители, вторые режиссеры.

– Откуда тогда вы их берете?

– Люди учатся, в том числе работая в съемочных группах. Может быть, это не лучший метод, но пока другого нет. Потому что индустрия стояла 15 лет. Посмотрите, кто сейчас снимает кино. В основном это молодые люди. А снимается много и разное, в том числе и для российского рынка. И я не вижу в этом ничего плохого. В Канаде много снимают для американского рынка и очень даже этим довольны. При этом, конечно, развивается и местное производство.

Info. Родился 22 января 1966 года в Киеве.
В 1983-1990 годах учился на факультете журналистики Киевского госуниверситета им. Т.Г. Шевченко.
В начале 1990-х был корреспондентом международного информационного агентства «Рейтер» в Киеве. Сотрудничал с изданиями The Economist, Financial Times, работал для программы «Итоги» (ОРТ, потом НТВ).
В 1994 году создал телевизионную продакшн-студию «Нова мова». Был ведущим еженедельной аналитической программы «Післямова» (эфир на каналах УТ-1, «Студия «1+1»).
В 1999 году создал проект «Лица мира» — серию телевизионных портретов выдающихся современников, которая выходила на канале «Интер».
1999-2004 годы — председатель правления «Нового канала».
2005 год — председатель правления ЗАО «Одесская киностудия».
Совладелец сети кинотеатров «Линия кино» и дистрибьюторских компаний «Киномания» и «Синергия».
Продюсер фильмов и сериалов «Завтра будет завтра», «Доярка из Хацапетовки», «У реки» и других.

«Киномания» — более 5 лет является эксклюзивным дистрибьютором в Украине фильмов кинокомпании Warner Bros. Pictures. Сотрудничает с российской дистрибьюторской компанией «Каро Премьер».
«Синергия» — более 7 лет занимает одно из лидирующих мест на украинском рынке кинопроката. Дистрибьютор фильмов ведущих кинокомпаний мира, в том числе американских, европейских, российских, украинских. Сотрудничает с российской компанией «Централ Партнершип».
Самые кассовые фильмы:
у «Киномании» — трилогии «Матрица», «Властелин колец», «Друзья Оушена», все фильмы о Гарри Поттере, а также «300 спартанцев» и «Троя»;
у «Синергии» — «Статский советник», «Парфюмер», «Такси-4».

Фестивальные удачи
Фильм-дебют Евы Нейман «У реки», снятый на «Одесской киностудии» (на фото — кадр из фильма) получил «серебро» на Международном кинофестивале в Лагове (Польша). Картина была представлена в конкурсной программе на Московском кинофестивале, а также вне конкурса на кинофестивале в Роттердаме и на Берлинском кинофестивале.

«Одесская киностудия»
Создана в марте 1919 года. В 2004 году преобразована в ЗАО «Одесская киностудия». Контрольный пакет акций остался в госсобственности. Второй пакет купила компания «Новая киностудия». Среди ее совладельцев — глава правления киностудии Александр Ткаченко и Иван Фурсин, председатель правления коммерческого банка «Місто-банк» (Одесса), один из украинских совладельцев компании «РосУкрЭнерго». На сегодняшний день студия предоставляет полный цикл услуг по производству кино- и видеопродукции, а также является производителем кинопродукции: выпускает в среднем 4-5 телесериалов и 4-5 полнометражных картин в год.

«Линия кино»
Сеть современных кинотеатров. В Киеве представлена кинозалами в торгово-развлекательных центрах «Аладдин», «Метрополис», «Магеллан», а также кинотеатром «Космос» в Ивано-Франковске.