НБУ курс:

USD

41,70

+0,05

EUR

43,82

+0,10

Наличный курс:

USD

41,80

41,77

EUR

44,20

44,05

Гендиректор «Microsoft Украина»: Microsoft тратит более $9 млрд в год на разработку новых продуктов

Дмитрий Шимкив, генеральный директор «Microsoft Украина», рассказал, что на 84% компьютеров в Украине установлено нелицензионное программное обеспечение. Из-за этого разработчики теряют деньги
Стратегии роста от ПриватБанка, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy и более 90 лидеров отрасли.
Киев, 12 декабря, офлайн
Забронировать участие

Дмитрий, вы назначены на пост гендиректора Microsoft в мае этого года. Расскажите, что-то  изменилось в компании с того момента, как получили это назначение?

Были пересмотрены затраты, изменения коснулись организационной структуры. Мы оценили: какие позиции, необходимы в нынешних условиях, а какие — нет. Ведь, по данным IDC, рынок ИТ упал на 50%.

Как вы решали, какая штатная единица останется, а какая нет?

Руководствовались бизнес-целями. Наиболее существенно были реорганизованы те подразделения, которые работают с украинскими сборщиками персональных компьютеров — этой отрасли пришлось нелегко. Раньше это была довольно большая часть нашего бизнеса. Кстати, Украина отличается от других рынков тем, что 80% объема ИТ-рынка приходится на продажи «железа» и лишь 20% — программного обеспечения и услуг.

В развитых странах 60% — это услуги и программное обеспечение, и только 30-40% — «железо».

При этом внедрение программного обеспечения — это в первую очередь рынок для страны. Мы создаем возможности для людей и компаний зарабатывать вместе с нами. На нашей платформе другие компании могут создавать свой бизнес, создавать продукты, которые можно экспортировать.

Итак, рынок сократился на 50%. А насколько упал ваш бизнес?

Ввоз новых ПК упал, поэтому предсказуемо, что бизнес Microsoft упал, но меньше, чем рынок в целом. По некоторым позициям удалось захватить ту часть рынка, которая была упущена другими компаниями. К сожалению, за 2008 год в Украине вырос уровень пиратства. В Украине воруют много. Убыток, который наносится государству Украина и компании Microsoft, очень большой. По данным компании IDC, только в 2008 году Украина потеряла $534 млн. Эта же компания подсчитала, что, снизив уровень пиратства на 10%, Россия создала 9 тыс. рабочих мест.

Кто кладет в карман эти деньги, покупатель нелицензионного продукта?

Нет, тот, кто такой продукт продает. Microsoft тратит более $9 млрд. в год на разработку новых продуктов, а пираты ничего не тратят, получая доход. Покупатель пиратского ПО не выигрывает, а наоборот, тратит больше денег на обслуживание и замену оборудования и больше времени за счет простоев системы. А еще есть менее очевидные, но не менее существенные риски. Существуют группы людей, которые зарабатывают безумные деньги на воровстве, причем не только программного обеспечения, но и информации, а также на киберпреступности, продаже детской порнографии. Покупая пиратский продукт, с большой вероятностью вместе с ним человек получает вредоносные программы, такие как вирусы и шпионские программы, которые позволяют другим получать несанкционированный доступ к компьютеру и данным. Сегодня существует целый бизнес сдачи в аренду таких управляемых компьютеров-зомби, объединенных в сети.

То есть, возможно, мой компьютер сдают в аренду. Кому и зачем это нужно?

Используется часть процессорного времени вашего компьютера. Он может участвовать во взломе паролей или атаке, например, на серверы банка или оборонного ведомства какого-либо государства. Причем даже если компьютер на несколько минут появился в Интернете, можно взломать код и на определенную часть мощностей компьютера дать задачу. И когда в следующий раз этот компьютер появляется в Сети, он становится орудием в руках злоумышленников.

И сколько зарабатывают киберпреступники?

Если мы говорим о самой большой сети, которая сдается в аренду для взлома чужих компьютеров, то, по оценкам экспертов, ее стоимость — порядка $2 млн. А, к примеру, рынок спама, который является частью киберпреступного мира, оценивается в $300 млн. на территории СНГ.

Отмечу, если раньше киберпреступники атаковали мир из Украины, то сейчас они атакуют саму Украину. Украинские СМИ уже писали о такой атаке, произошедшей в конце августа. Пропускная способность операторов была задействована по максимуму, что нанесло очень большой ущерб бизнесу.

Каким образом наносится ущерб?

Парализуется инфраструктура. Как вариант, вы не можете осуществить платеж в региональном отделении банка. Потому что для его осуществления региональное отделение должно связаться с основным сервером центрального офиса. А сеть перегружена.

Правда ли, что в корпоративном сегменте пиратства меньше, чем в розничном?

Да. Причем в Украине есть одна бизнес-индустрия, которая легальна на 98% — это бизнес телекоммуникаций. Эта отрасль сама создает интеллектуальный продукт. Плюс это первая индустрия, которая поняла, что покупать можно оптимально.

Какие еще отрасли уважительно относятся к интеллектуальному продукту других?

Банковская сфера. Приятно, что темп задали международные финансовые структуры.

Я вас правильно понимаю, что западные банки покупают наши банки, и там внедряется лицензированный софт (программное обеспечение)?

Именно так.

Кто номер три в этом списке?

Крупные холдинги вне зависимости от сферы деятельности.

А что подразумевалось под оптимальной покупкой программного обеспечения, когда упоминались телекоммуникационные компании?

Подписывается Enterprise Agreement — специальный договор для больших заказчиков. Это самый гибкий и продолжительный договор, он позволяет оптимизировать финансовые потоки, бесплатно получать поддержку и обновления продуктов на протяжении действия. Практически все крупные компании используют этот тип договора.

Расскажите о системе дистрибуции. Кто продает ваши продукты?

Партнерский канал Microsoft в Украине — это около 1100 компаний, бизнес которых так или иначе связан с ПО Microsoft, — сборщики компьютеров, разработчики программного обеспечения, системные интеграторы, реселлеры. Разработчики используют наш продукт для создания своего собственного программного продукта, сборщики предлагают наш продукт вместе со своим оборудованием, системные интеграторы внедряют клиентам решения, построенные на платформе Microsoft. Среди наших партнеров также есть 6 компаний-дистрибьюторов, которые непосредственно отвечают за поставки ПО Microsoft в страну.

Кстати, а есть ли различия в организации бизнеса Microsoft в разных странах?

Модель единая. Организация офиса и бизнеса стандартна для всех стран. Однако в некоторых странах может не быть определенных подразделений. Например, в Украине нет подразделения Entertainment & Devices. Это все, что связано с нашими устройствами, которые используются для развлечений. Но такие подразделения имеются в Индии и России. Почему? Чтобы это направление было оправданным, нам нужно продавать игры, а не игровые устройства. А в Украине все хотят купить устройство и пиратить игры.

Также в Украине нет подразделения Consumer & Online, бизнеса, связанного с рекламой. Но оно может появиться в течение двух лет, потому что динамика правильная, здоровая.

В то же время в Украине есть подразделение Enter-prise по работе с крупными корпорациями, а в некоторых других странах его нет.

А каков вес подразделения Enterprise в структуре всего бизнеса Microsoft в Украине?

Около 50%.

Так, вернемся еще к лицензионному и нелицензионному софту.  Какие компании, по вашему опыту, неохотно переходят на лицензионный продукт?

Есть у нас самая большая часть, которая сильно бьет по Украине, — это госорганы. Там около 50% нелицензионных операционных систем и около 70% нелицензионного Office.

Ваша политика в отношении тех, кто использует нелицензионный продукт?

Что касается антипиратской политики в Украине, следует отметить такие основные моменты.

Потребитель — жертва в большинстве случаев. Он может приобрести такой продукт в магазине, не подозревая, что он нелицензионный. Даже если потребитель — компания, там также зачастую не знают, что у них используются нелегальные продукты.

А вот где нет никаких дискуссий, так это все, что связано с продажами нелегального продукта — где на этом зарабатывают. Часто в магазинах предлагается установка пиратского ПО. Причем владельцы магазинов могут не знать об этих махинациях.

Как это так получается, что владельцы торговых точек не знают о продаже пиратского ПО?

Сегодня в украинских магазинах существуют два типа компьютеров: компьютер с лицензионной операционной системой ПО и компьютер без ОС. Соответственно, на последние и ставятся пиратские программы. С этим мы и будем бороться.

У вас есть специальные программы, когда компаниям предлагается использовать программный продукт в тестовом режиме. Украинские компании в них участвуют?

Конечно. Они внедряют программы за год-полтора до выхода и, как правило, приезжают на запуски продуктов, встречаются с первыми лицами корпорации.

В Украине у нас был случай, когда по желанию украинской компании, которая участвовала в тестировании, был изменен план релиза и доработана программа. Эта доработка вошла во всемирный релиз.

Секрет, что за компания? И что было доработано?

Была обнаружена ошибка, которая влияла на удобство работы Windows с использованием кириллицы. Вместе с ней был запрошен функционал. Мы оценили аудиторию и добавили эту функцию в релиз.

Какова емкость украинского рынка лицензионного программного обеспечения?

Если мы говорим о всем рынке ИТ, то это около $2 млрд. Внутри компании мы оперируем понятием количества компьютеров, на которых может быть инсталлировано наше ПО. На сегодня это 7 млн. компьютеров, включая корпоративный сектор. Раньше компьютеры эксплуатировались 3-5 лет, сейчас срок их службы увеличивается до 7 лет. Это влияет на объем рынка. Чем дольше не обновляется ПК, тем сильнее сужается рынок.

А какова доля Microsoft на украинском рынке операционных систем?

По данным исследовательских компаний, Windows установлена на 98% ПК в Украине. Но при том что на 84% компьютеров в стране установлено нелицензионное ПО, пиратство остается нашим основным конкурентом.