Лакомый кусок поперек горла. Почему заправки "ПриватБанка" не слишком хотят покупать

Лакомый кусок поперек горла. Почему заправки "ПриватБанка" не слишком хотят покупать
Эксперты не исключают, что покупателю, кроме денег собственно на заправки, нужно иметь мощный ресурс на борьбу за пупку в судах. Группа "Приват" судиться умеет и любит

14 января Верховный суд принял решение, которым поставил точку в одном долгом судебном споре. Судились с одной стороны ныне государственный ПриватБанк, с другой — его бывшие владельцы группа "Приват" (которую связывают с бизнесменами Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым). Предмет спора — 247 АЗС, которые составляют примерно 25% розничной сети группы "Приват". 

Дело в том, что в 2016 году 15 компаний, связанных с бывшими владельцами банка, получили от банка в лизинг эти самые 247 заправок, а позже передали их в аренду 38 компаниям-операторам, которые также связывают с группой "Приват". Проблем бы здесь не возникло, если бы банк внезапно не стал государственным, а договор лизинга не превратился в полноценный долг. К слову, общая задолженность "приватовцев" перед некогда своим банком на конец третьего квартала прошлого года составляла 217,3 млрд гривен. 

В один момент задолженность по конкретно этому договору превысила 2 млрд гривен, и банк решил разорвать договор и взыскать имущество. Это, в свою очередь, не понравилось "приватовцам", и те решили оспорить действия банка в суде. 

Так, в марте прошлого года Хозяйственный суд Киева запретил банку любые действия по взысканию этих заправок, а в июле Северный апелляционный хозяйственный суд оставил это решение в силе. Однако в январе уже этого года Верховный суд стал на сторону банка и отменил решения судов предыдущих инстанций, таким образом банк в настоящее время может продать с молотка около четверти всей "приватовской" сети АЗС (без учета).

Delo.ua решило расспросить экспертов рынка о том, кому банк мог бы продать эти АЗС и как это может повлиять на рынок.

По частям

По мнению генерального директора группы компаний "Прайм" Дмитрия Лёушкина, данные заправки вряд ли имеет смысл продавать "пакетом". Он считает, что эти АЗС  морально устарели и их нужно будет реконструировать в современный формат.

"Это будет дорого и мало кто за это возьмется. Я не вижу ни одного игрока, кто мог бы купить весь пакет. Он сильно тяжелый", — говорит Лёушкин.

По мнению руководителя "Прайм", самым оптимальным вариантом будет продажа этой сети поштучно или мелкими лотами по 5-10 АЗС. Однако даже в этом случае вывод на рынок столь большого предложения может снизить цены на АЗС как объект недвижимости. По словам Лёушкина, сейчас на рынке в продаже 10-15 АЗС и стоят они 100-200 тысяч долларов, а после выведения на рынок такого количества заправок цена снизится до 75-150 тысяч.

"Если будет продаваться такое количество АЗС, то покупатель на них сразу не появится. Придется снижать цену. При этом заправки в городах раскупят сразу, а в селах они могут быть проданы за копейки", — отмечает руководитель "Прайм".

На уточняющий вопрос Delo.ua, интересно ли группе "Прайм" купить некоторые из этих АЗС, Лёушкин ответил утвердительно. 

Целиком

С Лёушкиным не совсем согласен CEO профильного издания Oilpoint, энергетический эксперт Эльдар Салимов. По его словам, розница в торговле нефтепродуктами очень лакомый бизнес. 

"На украинском топливном рынке самая большая маржа наблюдается в сегменте продаж конечному потребителю. Во время кризиса все колебания на рынке гасятся оптовиками-импортерами. Поэтому это будет очень интересный лот, если до этого дойдет", — поясняет Салимов.

По его словам, и на украинском, и на мировом рынке есть игроки, для которых покупка этих АЗС была бы очень интересной с коммерческой точки зрения. 

"Но опять-таки все зависит от того, какую цену выставят продавцы, какие условия будут. Под кого или как эти условия будут прописаны, и будет ли это прозрачный международный конкурс", — говорит эксперт.

При этом дробление лота он также не исключает. Правда здесь он также считает возможным сценарий, когда эти же заправки по невысокой цене купят компании, аффилированные со все той же группой "Приват".

Потенциальный покупатель

Весьма интересным кандидатом в покупатели такого проблемного актива была бы государственная "Укргаздобыча". Эта компания имеет и собственное производство на Шебелинском НПЗ и пока еще всего 19 заправок в Харькове и Харьковской области. Покупка такого актива вполне могла бы укрепить позиции госкомпании на рынке розницы и повысить ее прибыльность. Кроме того, у государства есть ресурсы для того, чтобы удержать активы и для того, чтобы в случае необходимости их модернизировать. 

Впрочем, в ответ на вопрос Delo.ua  в дивизионе "Нафтогаз Нафта" сообщили, что не рассматривают возможности покупки 247 заправок, выставленных на продажу ПриватБанком, поскольку такая  покупка является нецелесообразной с точки зрения экономической эффективности. 

Примерно так же считают представители сети АЗС KLO, а гиганты рынка WOG и ОККО и вовсе воздержались от комментариев, будут ли они участвовать в торгах. 

Тень "Привата"

По мнению Эльдара Салимова, в этой истории очень многое зависит от дальнейшего поведения самих "приватовцев", которые бывают достаточно непредсказуемыми. Они могут отступиться, но возможен и сценарий, по которому по этим АЗС будут открываться новые судебные производства. А судиться группа "Приват" любит и умеет. 

"При наличии финансового ресурса можно купить эту сеть заправок, скажем, у ОККО, WOG или другой сети. Но если там "Приват" — не исключено, что понадобится ресурс, чтобы это еще и отстоять. Подобная история была в 2020 году, когда Хозяйственный суд города Киева отменил продажу имущества и прав требования по кредитам обанкротившихся банков. По сути, на этом рынке смогли заработать лишь те, кто обладал определенным ресурсом, чтобы эти права отстоять, включая и старых собственников", — говорит Салимов. 

Бывший президент объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонид Косянчук также считает, что интерес бывших владельцев к данному активу может обратиться проблемой для новых покупателей. 

"Очень сложный актив, начиная от юридических процедур и оценочной стоимости каждой АЗС и заканчивая сомнительной мотивацией при сложившемся ворохе проблем в рынке. Мелким сетям это не по зубам, а крупным — нет особого смысла", — говорит Косянчук.

И хотя ему не известна точная стоимость залогового имущества, речь идет о сотнях миллионов долларов. 

"Если учесть, что, как пишут наши СМИ, ежемесячно мимо Госбюджета транзитом на счета оффшорных компаний уходят из страны миллиарды, то эта сумма, возможно, кое-кому может показаться не совсем уж запредельной. Вопрос только: для чего?! Если "отмыть" нажитое "непосильным трудом", то — да. Стать в результате влиятельным игроком на рынке нефтепродуктов — сомнительно, ведь актив-то весьма проблемный, как не крути", — отмечает экс-президент ассоциации.

В сухом остатке

В итоге мы имеем очень лакомый кусок на рынке. Однако крупные игроки, скорее всего, проигнорируют эти торги. По мнению экспертов, именно интерес бывших собственников может отпугнуть потенциального покупателя сети АЗС. Кому охота воевать за актив с едва ли не крупнейшим игроком рынка? 

Более вероятным является сценарий продажи этого актива по частям. Но и в этом случае не исключено, что бывшие владельцы будут отстаивать эти АЗС в судах, либо же сами станут их покупателями. Так что вполне возможно, что заправки, которые ПриватБанк отсудил у бывших владельцев к ним же и вернутся.

В любом случае, история пока не закончилась. 2020 год показал нам, что на рынке могут появиться новые, достаточно неожиданные игроки. 

Степан Крьока, специально для Delo.ua