НБУ курс:

USD

41,18

--0,02

EUR

45,24

+0,02

Наличный курс:

USD

41,45

41,40

EUR

45,70

45,56

Облачные IT-сервисы для малых предприятий в Украине

Как с минимальными вложениями внедрить облачный Office 365, чтобы сотрудники и контрагенты всегда, везде, а главное, безопасно, участвовали в совместной работе?

Во всем мире большие и малые компании переходят на облачное программное обеспечение. Этот переход начался примерно 6-7 лет назад и с каждым годом набирает обороты. К примеру, в этом году во всем мире на облачное ПО будет потрачено более $90 млрд. По прогнозам Gartner, к 2021 году на SaaS (программное обеспечение как услуга — так называется ПО, распространяемое по принципу облачных решений) придется 45% всех софтверных расходов в мире.

Концепция облачных вычислений начала активно развиваться в начале двухтысячных, вместе с развитием мобильного доступа в интернет. Но, несмотря на все преимущества подхода, главным тормозом внедрения была недостаточная безопасность. На слуху были различные сбои и "падения" систем. К примеру, 19 июня 2011 года в течение четырех часов любой желающий мог получить доступ к данным пользователей Dropbox.

Неудивительно, что разработчики ПО и крупнейшие "провайдеры" облачных сервисов все ресурсы направили на повышение безопасности. Так, в декабре 2011 года Microsoft объявила, что платформа Office 365 соответствует стандартам безопасности ISO/IEC 27001, а в мае 2012 года — о выполнении требований федерального закона об информационной безопасности, позволяющего использовать ПО государственным организациям США. И, пожалуй, переломным моментом стал масштабный запуск в феврале 2013 года обновленного Microsoft Office 365.

"Датагруп" начала внедрять облачные сервисы в 2016 году и перевела на них всех своих сотрудников (около 2 тыс.), а также начала предлагать решения для клиентов в качестве сертифицированного партнера Microsoft. В марте 2017 года компания запустила собственное облако для решений IaaS под названием DataCloud.

Реалии и проблемы в Украине

Малые и средние предприятия — один из наиболее перспективных и динамичных сегментов для внедрения облачных решений. Это связано как с теми трудностями, которые имеют место в таких компаниях, так и с относительно невысокой стоимостью решений на базе облачного ПО. По цене и скорости внедрения конкурентов просто нет. Массовый переход сдерживают инерция мышления, желание "сэкономить" на пиратском ПО и непонимание получаемых выгод для бизнеса.

Из классических IT-проблем малых и средних предприятий нужно отметить:

  • устаревание оборудования и периодическую необходимость его менять или докупать;
  • периодическое "падение" сервисов (в частности E-mail);
  • загруженность персонала обслуживанием серверов;
  • в случае быстрого роста, открытия офисов — невозможность масштабировать инфраструктуру (необходимость высоких разовых затрат), недостаток инструментов для совместной работы;
  • использование нелицензионного ПО и связанные с этим юридические риски, отсутствие обновлений и "дыры" в системе безопасности.

Одна из главных сложностей, которую хочется отметить отдельно, — большое количество агентов, у которых нет доступа к корпоративным сервисам: в силу разнородности ПО и "железа" невозможно полноценно обеспечить конфиденциальность информации. Это означает неэффективность совместной работы: низкую скорость принятия решений руководством, длительное принятие коллегиальных решений, неудовлетворительную скорость обработки входящих запросов.

Выгодное предложение

Мы несколько лет примерялись к различным решениям для малого и среднего бизнеса и в конечном итоге остановилась на решении от Microsoft, а именно на облачном Office 365. Для конечных пользователей эти программы привычны, удобны, эффективно закрывают весь спектр возникающих задач. Для компании-интегратора позволяют обеспечить высочайший уровень сервиса и безопасности из имеющихся на рынке решений.

Для пользователей это означает:

  • быстрое внедрение, поддержку 24/7;
  • доступ откуда угодно (с любого устройства);
  • совместную работу с документами;
  • контроль доступа, отслеживание статуса выполнения, безопасность;
  • упрощенное IT-управление;
  • экономию средств, в том числе благодаря отсутствию затрат на инфраструктуру — только абонплата.

Преимуществом "Датагруп" как интегратора является телекоммуникационная инфраструктура по всей Украине, то есть предоставление и гарантия доступа в интернет, а также наличие собственного облака для хранения информации. Кроме того, если клиенту нужно защитить свой онлайн-бизнес от кибератак, он может использовать готовые решения от "Датагруп" на базе лидера отрасли — Arbor Network. Все это за счет большого масштаба позволяет предлагать услуги по среднерыночным ценам.

Отдельно нужно остановиться на денежных средствах. Возьмем, например, компанию из 20-40 человек, которая что-то продает, и большая часть сотрудников по рабочим вопросам находится не в офисе. Им нужно принимать совместные решения, отчитываться, пользоваться почтой и различными мессенджерами, совместно работать с офисными программами, высылать отчеты, отправлять фото и видео. Еще нужно обеспечить безопасность и резервное копирование информации. Только на приобретение сервера и ПО придется единоразово потратить свыше $4 тыс. Плюс затраты на электроэнергию и кондиционирование — еще $300-400 ежемесячно.

Для этой же компании пользование всеми услугами облачного Office 365 обойдется примерно в $200-400 в месяц (примерно $10 на сотрудника). Кто-то скажет, что разница "всего" в $4 тыс., зато "все свое". Но так считать будет ошибкой, потому что с вышеперечисленными IT-проблемами средних предприятий столкнуться придется. И к первоначальным затратам в $4 тыс. прибавится еще столько же (если придется развивать инфраструктуру вслед за ростом продаж), или же эти капитальные инвестиции окажутся "расточительством" (если не получится выполнить оптимистичный план продаж).

Переход на облачный Office 365 больше всего востребован среди компаний розничной торговли (магазины и аптеки), небольших импортеров и дистрибьюторов, интернет-магазинов, небольших (сравнительно) сетевых туроператоров, страховых компаний, а также в сегменте HoReCa: кафе и рестораны, сети ресторанов быстрого питания.