Почему законопроект по снижению "зеленого" тарифа стоит доработать

Юрист "Клиффорд Чанс" разобрался в тонкостях украинского законодательства и узнал, почему "антисолнечный" документ опасен для нашей экономики
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

"Зеленый" тариф в Украине следует рассматривать как гарантию государства выкупать электроэнергию у производителей электроэнергии (э/э) из альтернативных источников по завышенной фиксированной цене до 2030 года. С одной стороны, такой тариф стимулирует развитие альтернативной энергетики, уменьшая тем самым зависимость экономики от традиционных источников энергии, таких как уголь, нефть и газ. С другой стороны, "зеленый" тариф является обременительным для государственного бюджета в ближайшей и среднесрочной перспективе, поскольку требует выделения большого финансирования для выкупа подобной энергии.

Высокие ставки являются привлекательными для иностранных инвесторов, которые выбирают юрисдикцию для развития бизнеса в сфере получения энергии из ветра, солнца, биомассы. С 2009 года в Украине действуют довольно высокие ставки "зеленого" тарифа по сравнению с другими странами Европы, что позволило привлечь в сектор альтернативной электроэнергетики много иностранных инвесторов.

27 марта 2014 года в парламент был внесен законопроект № 4596, который предлагает в два раза снизить тарифные ставки для электроэнергии, полученной от солнечных электростанции (СЭС) мощностью более 10 МВт. Логика законопроекта достаточно понятна: стоимость 1 кВт-ч э/э СЭС в Украине один из наиболее высоких в регионе, и в конкретной экономической ситуации — бремя для государства. Однако такие изменения также несут долгосрочные риски для страны — уменьшение инвестиционной привлекательности Украины в сфере альтернативных источников энергии и возбуждение массы судебных исков отечественными и иностранными инвесторами в секторе солнечной энергетики.

Положения украинского законодательства в сфере "зеленого тарифа" подпадают под нормы защиты иностранных инвестиций в Украине. В частности, инвестиционное законодательство предоставляет иностранным инвесторам следующие гарантии:

гарантия в случае изменения законодательства: согласно Закону Украины "Об инвестиционной деятельности" (статья 18) условия договоров, которые заключены с иностранными инвесторами, не могут меняться, если в связи с законодательными изменениями такие условия ухудшаются (за исключением положений в отношении налоговых, таможенных, валютных и лицензионных вопросов);

право компенсации ущерба: Закон Украины "О режиме иностранного инвестирования" (статьи 8 и 9) предусматривает право иностранного инвестора компенсировать ущерб, который появился в результате законодательного изменения гарантий защиты инвестиций;

гарантия стимулирования альтернативной энергетики: Закон Украины "Об электроэнергетике" (статья 17-1) содержит гарантию относительно стимулирования производителей энергии из альтернативных источников и защиты таких субъектов от изменений в законодательстве.

Более того, Украина является членом Энергетической Хартии и ряда двусторонних соглашений по защите инвестиций (около 60 стран заключило с Украиной подобные соглашения), которые позволяют иностранным инвесторам обращаться в международные арбитражные суды для защиты их прав.

Также, согласно двусторонним соглашениям по защите инвестиций, инвестор может оспаривать решение государства снизить ставку тарифов как инструмент непрямой и нелегальной экспроприации. Для того чтобы международный трибунал признал такое решение государства противоречащим международному праву, необходимо соблюдение следующих условий:

  1. государство должно действовать не дискриминационным способом;
  2. государство должно действовать согласно порядку, установленному законодательством;
  3. государство должно действовать в публичных интересах;
  4. любое лишение прав или имущества должно быть справедливо компенсировано.

Таким образом, в случае нарушения прав иностранных инвесторов в Украине, последние смогут использовать как национальные, так и международные инструменты и процедуры для защиты таких прав.

Украина заключила двусторонние соглашения по защите инвестиций, в частности с такими странами, как Австрия, Чехия, Германия, Израиль, Словакия и Франция. Каждое из таких соглашений закрепляет обязательства Украины перед инвесторами по защите их прав и интересов в Украине. Все эти документы предусматривают режим наибольшего благоприятствования, за исключением положений, которые касаются налоговых льгот, а также преференций зон свободной торговли и таможенных союзов.

Режим наибольшего благоприятствования предусматривает применение к иностранному инвестору таких правил, которые не являются менее "благоприятными" по сравнению с такими же инвесторами из других стран. Например, инвестор из Австрии, который производит и продает солнечную энергию в Украине, не может иметь меньше прав, чем его коллега из Чехии, который осуществляет ту же деятельность. Такие положения позволяют уровнять права всех иностранных инвесторов в конкретной юрисдикции.

В отношении украинского инвестора в секторе солнечной электроэнергетики законодательством также предусмотрен ряд гарантий и обязательств, в том числе касательно размера "зеленого" тарифа. Закон Украины "Об электроэнергетике" (статья 17-1) содержит положение относительно замораживания ставки "зеленого" тарифа, установленной для производителя альтернативной электроэнергии на дату введения объекта производства в эксплуатацию. На практике это означает, что любые последующие изменения не должны применяться к любому производителю, для которого тариф уже установлен.

Тем не менее, законопроект № 4596 предлагает поменять ставку тарифа для уже введенных в эксплуатацию СЭС. Такая норма будет означать придание закону обратной силы, поскольку новые ставки будут применяться к отношениям, которые возникли до вступления в силу изменений, и нарушение положений действующего законодательства касательно "замораживания" зеленого тарифа. Поэтому мы считаем, что указанный законопроект подлежит доработке перед его принятием в парламенте.

В целом можно во избежание применения пониженных тарифов предусмотреть в проектной документации положения, согласно которым одна станция мощностью 20 МВт будет рассматриваться как четыре станции мощностью 5 МВт. Но такая новелла является нецелесообразной с практической и экономической точки зрения. Владельцу подобной станции надо будет разработать на каждую отдельную "СЭС" свою проектную и разрешительную документацию, что суммарно по финансовым затратам может превысить затраты, связанные с пониженным "зеленым" тарифом.