- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Ритейл
- Дата публикации
За год объем нелегального рынка сигарет вырос в два раза — топ-менеджер Philip Morris
Михаил, начнем наш разговор с общих показателей по табачному рынку. Уточните, сколько сигарет было произведено в 2017 году?
Не секрет, что объем табачного рынка снижается от года к году. И 2017 не стал исключением. За прошлый год в Украине было произведено 66 млрд штук сигарет. Это ориентировочно на 12,4% меньше, если сравнивать с 2016 годом. При этом объем производства "Филип Моррис" в прошлом году составил где-то 19 млрд сигарет.
В первую очередь на поведении рынка в 2017 году сказался факт повышения акцизного налога на 40%, что повлекло за собой повышение цен на пачку сигарет от 5 до 7 гривен, в зависимости от сегмента. Это оказало определенное давление на рынок. Многим людям стало просто не по карману покупать сигареты.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaЧто еще давило на рынок?
Рост акцизов и, как следствие, розничных цен всегда стимулирует развитие нелегального рынка сигарет. И чем выше в стране акцизы, тем острее строит проблема с нелегальной продукцией.
Казалось бы, это не такой большой процент, особенно если сравнивать его с показателями теневого рынка крепкого алкоголя. Но это в 2 раза больше, чем доля "сигаретной" контрабанды в 2016 году. И это заставляет задуматься.
Из каких стран в Украину заводится контрабанда и контрафакт?
Основными поставщиками контрабандных сигарет в Украину являются Беларусь, Молдова и Россия. При этом доля Молдовы в общем объеме нелегального импорта снизилась по сравнению с 2016 годом с 33 до 22%, России — с 15 до 6%. А вот белорусских сигарет на рынке Украины стало больше.
Также мы видим, что контрабанда идет с временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей.
А что касается контрабанды из Украины?
Украина как была, так и остается номером один среди нелегальных поставщиков сигарет в страны, где цена на сигареты выше нашей. За 2016 год из Украины в Европу нелегально было ввезено 5,8 млрд сигарет.
На фоне таких негативных процессов мы, конечно же, приветствуем тот факт, что принята национальная стратегия по противодействию незаконному производству и обороту табачных изделий до 2021 года. Но важно обратить внимание на один ключевой момент. Кроме стратегии у государства должен быть конкретный план имплементации. По моему мнению, органы, которые борются с контрабандой, должны разрабатывать реальные механизмы борьбы. К примеру, должна быть введена не только административная, но и уголовная ответственность за контрабанду сигарет. На сегодняшний момент, если товар вывозится с территории Украины, то при задержании его в момент пересечения границы максимум что происходит — это конфискация данного продукта плюс оплата штрафа в размере 100% от стоимости данного товара. Это, явно, никаким образом не отпугивает контрабандистов.
Возвращаясь к акцизной политике Украины. Довольны ли принятой налоговой программой на 2018 год?
Нас радует, что впервые за годы независимости был принят долгосрочный налоговый план по изменению ставок акцизного налога на сигареты. Как вы знаете, у Украины есть обязательства перед ЕС. В частности, в Соглашении об ассоциации прописано, что мы должны установить минимальный акциз на уровне 90 евро за 1000 штук. В этом году акцизный налог подняли практически на 30%, в последующие годы рост акциза составит 20%. Всего программа повышения акцизного налога на сигареты расписана на ближайшие 8 лет.
Конечно, такой подход нас обнадеживает. Ведь у бизнеса впервые появилась возможность понимать, как будет расти акцизный налог и соответственно планировать свои действия. И нас радует тот факт, что правительство не привязало акцизный налог к курсу евро.
Нет ли у вас опасений, что правительство не станет придерживаться прописанного плана и в 2019 году повышение акциза составит более 20%?
Я очень надеюсь, что Министерство финансов и профильный комитет парламента будут придерживаться этого плана при составлении сметы государства на очередной год. Но мы все понимаем, что ставки установлены в гривне, а цель, которой надо достичь, в соответствии с Директивой ЕС, зафиксирована в евро. Есть инфляция, курсовые колебания и есть опасения, что вопрос снова будет выноситься на публичную дискуссию, будут предлагаться различные варианты пересмотра плана.
Поэтому мы, опять-таки, предлагаем смотреть на опыт европейских стран, где выход на "директивные" ставки был более длительным. Именно так, на наш взгляд, и надо делать: главное, выполнить установленный восьмилетний план, достичь установленного в гривнах уровня налога, продемонстрировать свое стремление к выполнению европейских директив. Далее можно будет предусматривать продление действия плана.
Как повышение цен сказалось на потреблении разных сегментов табачной продукции?
Спрос на премиальные сигареты стал расти, даже несмотря на повышение цен. Да, это небольшой рост, но он имеет место быть. Мне кажется, что это результат роста уверенности потребителей в будущем. На небольшой процент выросли и продажи среднеценовых групп.
Но лучше всего себя чувствует низкоценовой сегмент. Отчасти это связанно с тем, что некоторые производители продолжают продавать некоторые свои марки сигарет по ценам ниже себестоимости. И если посчитать стоимость их производства, добавить налоги, расходы на сбыт, а потом посмотреть на конечную цену для потребителя, то складывается такое впечатления, что некоторые производители на рынке работают себе в убыток.
В продолжение темы цены. Пару лет назад была инициатива ввести минимальную цену на сигареты. Что сейчас слышно об этом?
Реальных сдвигов по этому вопросу нет.
Суть механизма в том, что в случае декларирования производителем стоимости пачки сигарет ниже экономически обоснованного уровня, который определяется с помощью коэффициента, применяется повышенная ставка акцизного налога.
Мы рассматриваем предложенный механизм как эффективный способ снижения риска недопоступлений в госбюджет в случае, если продукция продается ниже себестоимости.
Более того, ряд европейских стран уже успешно применяют подобный инструмент. Одним из его преимуществ является то, что, в отличии от установления минимальных цен, такой механизм гарантирует свободу ценообразования (производитель или импортер может устанавливать любую цену, не существует запрета устанавливать цену ниже определенного уровня), а также не требует физически вмешательства госорганов (действует в автоматическом режиме).
И еще немного об интересах государства, налогах и бизнесе. Фискальная служба требует от вас доплатить 635 млн грн за якобы нарушения "таможенного режима переработки". Вы обжалуете в суде это решение. Есть ли какие-то сдвиги в этом вопросе?
Напомню историю этого вопроса. В 2015-2016 годах компания использовала специальный режим в рамках таможенного режима для экспортной продукции. Но прежде чем применить такой режим ввоза, "Филип Моррис Украина" провела консультации со всеми соответствующими органами и получила все необходимые письменные разрешения. Однако в марте 2016 года нас ждал сюрприз, к нам пришла налоговая проверка, которая просмотрела все операции компании в рамках специального таможенного режима. И начислила нам не только дополнительные налоговые обязательства, но и штраф на общую сумму порядка $25 млн.
И вы решили обжаловать это решение?
Конечно. Суд первой инстанции вынес решение в мае 2017 года. Он не удовлетворил требование "Филип Моррис Украина" и вынес решение в пользу налоговых органов. В июне мы подали апелляцию. Уже в августе апелляционный суд назначил экспертизу в Харьковском научном институте судебной экспертизы имени Бокариуса. Судебные разбирательства приостановлені до момента получения результатов экспертизы.
Вопрос поднимался и на уровне Президента. В начале осени, во время встречи Президента Украины с представителями американского бизнеса в Нью-Йорке, обсуждался, в частности, вопрос предвзятого отношения к нашей компании, и было договорено о встрече главы Государственной фискальной службы Украины с представителями компании "Филип Моррис Украина". Уже в ноябре встреча состоялась и была создана рабочая группа. Это помогло наладить диалог между заинтересованными сторонами, перевести разговор в конструктивное русло.
Если вдруг рассмотрение дела затормозится, может ли это как-то повлиять на экспорт вашей продукции из Украины?
Безусловно, такие инциденты влияют на решения "Филип Моррис Интернешенл" по размещению заказов на производство сигарет. У украинской фабрики всегда было преимущество, у нас самое лучшее качество среди всех фабрик группы. Но если ситуация не изменится, то при принятии решений этот фактор нас не спасет. Экспортные мощности из Украины могут быть переведены на фабрики соседних стран.
Можно сказать, что экспорт в 2018 году под угрозой?
Можно сказать, что он сильно зависит от разрешения данного спора. Конечно, у нас есть планы по поставкам продукции в другие страны на этот год. Но пока они весьма туманные.
В целом какой объем продукции вы произвели в 2017 году для других стран?
Продукция "Филип Моррис Украина", произведенная на табачной фабрике в Харьковской области, продается на 13 рынках: Украины, Японии, Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна, ОАЭ, Катара, Омана, Албании, Гонконга, Молдовы, Грузии и Армении.
Табачная фабрика ФМУ производит на экспорт не только сигареты, но и резаный табак и фильтры для других фабрик в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, Африки и Европейского Союза.
Проблемы с ГФС далеко не все, с которыми компания сталкивалась за последний год…
Да, вы, наверное, намекаете на ситуацию вокруг дистрибьютора "Тедис Украина".
Именно…
Конечно, как и все производители, мы пострадали от происходящего. В апреле 2017 года у крупнейшего в Украине дистрибьютора, на долю которого приходилось около 90% рынка сигарет, начались проблемы. Это были и обыски, и заморозка их счетов, блокировка складов, на которых находилась продукция. Мы оказались заложниками ситуации.
На тот момент мы были вынуждены искать дополнительные пути доставки нашей продукции до потребителей. Слава Богу, что мы быстро начали выходить на крупные сети самостоятельно, дабы обеспечить бесперебойные поставки.
Сколько вы потеряли из-за проблем "Тедис Украина"?
По нашей оценке, потери "Филип Моррис Украина", вызванные проблемами с дистрибуцией, составили в 2017 году около 10% от общего объема. Эта цифра довольно умеренная только потому, что запаса сигарет на суб-дистрибьюторских и розничных уровнях, было достаточно для покрытия большей части рыночного спроса.
Сейчас продолжаете сотрудничать с "Тедис"? Не планируете развивать собственную дистрибьюторскую сеть?
В июле 2017 года работа "Тедис Украина" восстановилась и мы продолжили сотрудничать с дистрибьютором. Часть клиентов, с которыми мы начали работать напрямую, так и осталась на прямых поставках. Вторая часть приняла решение вернуться к поставкам "Тедис" в силу того, что они предоставляют более выгодные условия в плане покрытия точек продаж или кредитования.
Что касается собственной сети, ну вы понимаете, что это совсем другого рода бизнес. И в рамках такой большой страны как Украина — это сложно. Это по большому счету выстраивание громадной логистической компании. На сегодняшний день мы пока к этому не готовы.
Давайте поговорим с вами о таком популярном тренде как гаджеты для курения. Во сколько оценивается их доля на украинском рынке?
Спустя год доля IQOS в Украине составляет 1%. При этом мы представлены только в 5 городах Украины. Думаем, потенциал самого сегмента не менее 8-10%.
Но рынок, с нашей точки зрения, очень перспективный. Да и вы сами понимаете, что именно на него мы делаем ставку с нашим продуктом.
Какова доля IQOS в общем портфеле продуктов компании? Довольны ли вы результатом?
На данный момент в Украине 1% совершеннолетних курильщиков переключились на систему нагревания табака IQOS. Это равняется более 40 000 курильщиков, которые используют IQOS.
Это очень хорошие результаты. В табачной индустрии если новый сигаретный бренд получает от 0,7 до 1% в течение одного года, то это считается очень успешным запуском. Результаты даже лучше. Поэтому и в 2018 году мы будем делать ставку на этот продукт.
В связи с таким успешным запуском, нет ли планов наладить производство технологии на украинских фабриках?
В долгосрочной перспективе, безусловно, я этого не исключаю. Если доля нашего продукта будет расти высокими темпами и рынок Украины станет емким, то этот вопрос точно будет обсуждаться.