- Категория
- Промышленность
- Дата публикации
Королевская: Деньги МВФ не должны направляться на выполнение социальных обещаний власти
Наталья Юрьевна, новая власть практически сразу после прихода заявила, что планирует масштабные реформы. Что, по вашим данным, будет меняться и насколько такие декларации выполнимы?
Каждая команда, когда приходит к власти, начинает с обещаний. Вместе с тем декларировать желание и реализовывать реформы на практике — разные вещи: результаты будут разными — эффектными или эффективными. Все зависит от того, как долго настроена работать эта команда и на какой результат.
БЮТ имеет свой опыт пребывания во власти. Почему вам не удалось реализовать все обещанное?
Сложно определить, где мы были — в оппозиции или во власти, поскольку вели войну на три фронта. Кроме того, ситуацию усугублял мировой кризис, с последствиями которого необходимо было бороться. Сегодня вся вертикаль власти сконцентрирована в одних руках: за последние 5 лет в стране впервые появилась реальная возможность с полной политической ответственностью провести эффективные реформы. Главное, не остановиться на старте.
У правительства есть сто дней и по их результатам будет дана оценка. Еще Черчилль говорил: «Многие готовы поставить знак равенства между пожаром и пожарной командой». Люди, я уверена, голосовали за профессиональную «пожарную» команду, которая может быстро принять необходимые спасательные меры, а также позаботиться о противопожарной безопасности… Пока я еще не видела грамотных системных предложений по реформам, но поживем — увидим.
Нами наработан пакет законов, на основании которых необходимо продолжать начатые реформы. Прежде всего должны работать законы, и все инструменты для этого у правительства есть. Надеюсь, политическая заангажированность не станет преградой преемственности экономических реформ.
Какие законы в сфере предпринимательства нужно внедрить в первую очередь?
6 марта вступил в силу закон, создавший в Украине правовое поле для декларативного принципа в сфере хозяйственной деятельности (предприниматель самостоятельно заполняет декларацию соответствия материально-технической базы требованиям законодательства, взяв на себя ответственность за достоверность предоставленной информации, отправляет ее в разрешительный орган и может начинать работать. — «ДЕЛО»). Этот эффективный и прогрессивный механизм открывает шлюзы для инициатив бизнеса. Чтобы декларативный принцип заработал, необходимо решение Кабмина, определяющее, на какие сферы хозяйственной деятельности распространяется действие закона. Комитет направил письмо премьеру Азарову и вице-премьеру Тигипко с требованием рассмотреть и принять постановление.
Вторая прогрессивная норма в законодательстве — принцип «молчаливого согласия» (субъект хозяйствования получает право на ведение хозяйственной деятельности без разрешения, при условии, если обращение о выдаче такого документа было осуществлено в установленном порядке, но документ не был выдан в 10-дневный срок и не было отказано в его выдаче. — «ДЕЛО») вступил в действие 1 апреля. Такой механизм работает всего в нескольких странах мира и считается одним из самых совершенных. И мы опять видим, что никакие подготовительные работы Кабмином не проведены.
С 1 апреля также начинала работать норма закона, продлевающая срок аренды государственного и коммунального имущества с 3 до 5 лет. Пока нет никакого указания по вертикали, чтобы эта норма вступила в действие, и чиновники продолжают блокировать ее действие.
С 6 января действует норма, накладывающая мораторий на проведение всех видов проверок субъектов малого бизнеса. Мы получаем сотни обращений от предпринимателей — на местах эта норма не выполняется.
В рамках реформы разрешительной системы с 6 марта работает норма, согласно которой лицензии в Украине, полученные в 2010 году, бессрочны. Мы будем настаивать на том, чтобы так и было на практике.
Что еще необходимо внедрить в ближайшее время?
Одна из основных задач — в два раза сократить количество видов деятельности, подлежащих лицензированию: в декабре из 10 предложенных парламент отменил только 5 лицензий. Сегодня мы подаем законопроект, направленный на сокращение еще 13. В итоге, должно остаться не более 40 видов деятельности, подлежащей лицензированию: сегодня эта сфера — самая большая кормушка для чиновников среднего звена. Также в два раза необходимо сократить число контролирующих органов и вместе с ними — виды контроля.
Сегодня Украина по простоте ведения бизнеса на 142-м месте. Задача, поставленная нами, — добиться, чтобы в 2010 году в рейтинге по простоте ведения бизнеса наша страна была не ниже сотого места, а к 2012-му — не ниже 50-го.
Насколько вероятно, что действующая власть поддержит инициативы предшественников?
Посмотрим. Это будет своеобразный тест для новой власти: на цивилизованность, желание формировать в стране политическую культуру…
Если брать по секторам экономики, направлениям, что необходимо сделать в первую очередь для модернизации экономики Украины?
Здесь необходимо выделить два направления: базовые отрасли, являющиеся основой экономики и экспортного потенциала страны, и «престижные» отрасли, развитие которых даст экономический эффект в среднесрочной перспективе. К первому направлению относятся сельское хозяйство, металлургия, машиностроение и химия.
Ко второму — самолетостроение, ракетостроение, высокие технологии. В этих отраслях Украина сегодня демонстрирует сильное отставание, особенно по нанотехнологиям. Думаю, нам больше подходит модель не России, которая инвестирует собственные средства в разработки, а опыт азиатских стран, которые создали гарантированные условия прихода для технологических компаний. Эти страны уже развивают собственные современные технологии. Главное, научиться пользоваться тем, что имеем.
И, конечно же, необходимо наращивать сферу услуг — малый и средний бизнес. Если эта сфера значительно не вырастет в процентном отношении к ВВП, мы не получим «кризисную» подушку безопасности в будущем.
Что еще необходимо сделать, кроме реформы регуляторной системы, для упрощения условий ведения бизнеса в стране?
Понятно, что менять нужно налоговую систему: пока конкурентоспособность предприятия зависит от договоренностей с контролирующими органами, до тех пор самым выгодным бизнесом будет неуплата налогов.
Необходима пенсионная реформа — именно это направление покажет, насколько серьезно и долго планирует нынешняя власть работать. В социальной сфере также предстоит провести монетизацию льгот. Это колоссальная ответственность: нужно грамотно и корректно провести социальные реформы, не ущемив интересы людей и увеличив государственную защиту.
Мы готовы поддерживать обещания, которые давал президент в предвыборной гонке по социальным гарантиям. В частности у него должна быть возможность реализовать программу борьбы с бедностью. Мы за то, чтобы люди получали больше, но мы хотим понимать источники финансирования: сейчас речь идет только об одном источнике — кредите МВФ…
Вы считаете, что сейчас страна может обойтись без вливаний МВФ?
Заемные средства — нормальная практика как для бизнеса, так и государства. Вопрос в том, на что их тратить, для чего занимать? Жизненно необходимо повышать конкурентоспособность страны: развивать инфраструктуру, модернизировать госпредприятия и ЖКХ. Заемные средства — не ресурс для проедания: они не должны направляться на выполнение социальных обещаний президента. Это шанс на обновление страны. И нельзя забывать, что деньги нужно будет отдавать и эффективность использования ресурса имеет большое значение.
Речь не может идти о краткосрочных антикризисных мерах: как в прошлом году, когда мы спасли металлургов и химиков от банкротства — теперь они, входя в рабочий режим, должны спасти не только себя, но и гарантировать стабильность в стране. В новых условиях подход должен кардинально поменяться: с краткосрочных мер на разработку стратегической программы повышения конкурентоспособности украинской экономики.
В целом, сегодня нет смысла обсуждать, чьи решения были лучше, а чьи — хуже. За 18 лет независимости потеряно слишком много времени, и сегодня необходимо использовать каждую возможность, чтобы экономика развивалась. Уверена, экономический патриотизм — понимание того, что приносит пользу экономике, хорошо для страны в целом — способен стать объединяющей идеологией для представителей различных политических сил.