НБУ курс:

USD

41,70

+0,05

EUR

43,82

+0,10

Наличный курс:

USD

41,80

41,77

EUR

44,20

44,05

Мнение: Корпоративная дипломатия

Общим местом стали сетования на то, что плохая репутация Украины затрудняет зарубежную экспансию нашего бизнеса. Действительно, корпоративные рейтинги лишь в исключительных случаях могут быть выше суверенных
Стратегии роста от ПриватБанка, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy и более 90 лидеров отрасли.
Киев, 12 декабря, офлайн
Забронировать участие

Украина сегодня не без оснований считается одной из наиболее пострадавших в ходе кризиса экономик мира.

К тому же глобальная рецессия заставила большинство государств встать на позиции протекционизма: правительства закрывают внутренние рынки от конкурентов, параллельно стараясь не допустить оттока капитала за рубеж. Все это изначально ухудшает стартовые позиции нашего бизнеса на мировой арене.

В идеале продвижению отечественного бизнеса за рубежом должна помогать сеть наших дипломатических представительств. Однако на практике у дипломатов для этого зачастую нет средств.

Полгода назад я читала лекцию по кризисным коммуникациям в Дипломатической академии. Из общения со специалистами, которые должны были выезжать за рубеж в рамках плановой ротации, стало ясно, что у наших диппредставительств не было на тот момент в полном объеме денег даже для финансирования текущих затрат.

Возможно, что-то изменилось сегодня, когда МИД возглавил человек, имеющий хороший бэкграунд в бизнесе, политике и на государственной службе. Но на то чтобы украинский дипломатический корпус был способен эффективно защищать интересы нашего бизнеса за рубежом, понадобятся не только деньги, но и время.

В условиях атрофии институтов власти инициатором программы улучшения репутации Украины в мире мог бы выступить крупный бизнес. Однако продолжающаяся глобальная рецессия (внешний фактор) и приближающиеся президентские выборы (внутренний фактор) лишают наших олигархов мотивации к этому.

К тому же украинский крупный бизнес вполне приспособился к существующему положению вещей и, судя по всему, не собирается его менять. Часть наших бизнес-групп постепенно переносит центр принятия решений за пределы Украины, активно приобретает активы за рубежом и тем самым диверсифицирует свои страновые риски. Понятно, что они не превратятся в мгновение ока в международные инвест-фонды, но общая стратегия их развития уже очевидна, и Украина явно не является главным направлением их будущих инвестиций.

Есть и бизнес-группы, кровно заинтересованные в плохой репутации Украины. Это позволяет нашим рейдерам избегать конкуренции за самые лакомые инвестобъекты с «денежными мешками» как с Запада, так и с Востока. Очевидно, что когда очередной этап перераспределения собственности в стране подойдет к концу, они вновь будут организовывать приветственные мероприятия для западных инвестбанков. Но пока им объективно лучше, если всем будет хуже.

По сути, от исхода будущих выборов зависит, какой характер примет зарубежная экспансия украинского бизнеса.

Будет это очередное бегство капитала из страны, либо же продолжится процесс встраивания Украины в систему международного разделения труда. Многое зависит от того, сумеют ли государство и крупный бизнес наладить диалог друг с другом. И в итоге сформулировать внятную политику развития страны, чтобы процесс трансформации Украины происходил на их условиях, а не диктовался извне.


Ирина ХАРЧЕНКО

управляющий партнер Коммуникационной группы «Новая концепция»