НБУ курс:

USD

41,22

--0,06

EUR

45,52

--0,19

Наличный курс:

USD

41,50

41,42

EUR

46,14

45,92

НБУ разработал новый способ спасения банков — анализ законопроекта

10 ноября 2016 года в парламенте Украины был зарегистрирован законопроект №5388, предусматривающий механизмы упрощенной процедуры присоединения банков, а также прекращения банковской деятельности без ликвидации юрлица. НБУ позиционирует его как дополнительную возможность выполнения банками требований к минимальному размеру уставного капитала и как шанс безболезненно покинуть банковский рынок. Для некоторых банков такая возможность может стать единственной в обозримой перспективе

Это не первая попытка регулятора создать упрощенный механизм капитализации банков в период, когда внешний ресурс остается слишком дорог. Следует напомнить, что согласно действующему графику капитализации, уставный капитал банка должен составить минимум 200 млн грн на 11 июля 2017 года, с последующим поэтапным увеличением до 500 млн грн до 11 июля 2024 года. При этом по состоянию на 1 октября 2016 года у 71 банка из 100 действующих в Украине уставной капитал составлял менее 500 млн грн, а у 48 из них — менее 200 млн грн. Таким образом, для 48 банков проблема увеличения капитала стоит достаточно остро.

Капитализация путем присоединения

Национальный банк рассматривает упрощение процедуры увеличения уставного капитала путем присоединения банков в качестве шага навстречу банкам, требующим капитализации. Идея законопроекта №5388 заключается в том, что даже если акционеры небольших банков не могут обеспечить капитализацию сами или привлечь инвесторов, у них есть еще один вариант — объединиться с другим банком. Как следует из текста законопроекта, такая возможность будет существовать до 1 января 2019 года.

При разработке законопроекта регулятор избрал подход, схожий с существующей упрощенной процедурой увеличения уставного капитала. Как показывает практика, упрощенная процедура капитализации работает не совсем гладко. Безусловно, она значительно быстрее обычной, но для того, чтобы она работала слажено, банкам необходимо провести существенную подготовительную работу, включающую предварительное согласование ряда вопросов с регуляторами, зачастую в очень сжатые сроки. Помимо Национального банка Украины, законопроект охватывает сферу влияния еще двух ключевых регуляторов — Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и Антимонопольного комитета Украины. В то же время, законопроект не затрагивает вопросы упрощения или ускорения налоговых проверок в связи с присоединением, что может повлечь ряд практических проблем для успешной работы законопроекта.

Законопроект оставляет без внимания несколько стратегических вопросов, которые прежде всего задают себе собственники банков. Одним из таких вопросов является размер будущей доли в новом банке каждого из участников присоединения. Законопроект устанавливает обязательную конвертацию акций присоединяющегося банка в акции банка-правопреемника по номинальной стоимости. В случае присоединения несвязанных банков это может стать камнем преткновения, так как зачастую номинальная стоимость акций не является показателем реальной стоимости банка. В результате конвертации акций по номинальной стоимости может произойти так, что доля собственников в уставном капитале объединенного банка будет непропорциональной рыночной стоимости их "вклада" в объединенный банк. При этом возможность компенсировать собственникам более "дорогого" банка разницу между рыночной стоимостью акций банков, участвующих в присоединении, не нашла своего отражения в законопроекте. Отсутствие указанного механизма в законопроекте, скорее всего, является сознательным шагом регулятора, предлагающего участникам присоединения самим договориться о компенсации рыночной стоимости присоединяемых банков.

Для обеспечения равновесия между номинальной и рыночной стоимостью акций законопроект позволяет участникам присоединения воспользоваться различными юридическими механизмами. Одним из таких механизмов является увеличение/уменьшение номинальной стоимости акций одного или всех участников присоединения, в том числе путем деноминации. Правильно "подогнав" номинальную стоимость акций банков, акционеры могут обеспечить соответствие долей акционеров в уставном капитале объединенного банка стоимости их реальных вкладов. Тем не менее, такая процедура требует тщательного планирования и может быть достаточно длительной.

Добровольное прекращение банка

Прекращение банковской деятельности без ликвидации юридического лица является новеллой законопроекта, так как согласно действующему законодательству отзыв банковской лицензии непременно сопряжен с ликвидацией банка. Законопроект позволяет небольшим банкам, которые не в состоянии достичь требуемого уровня капитала, переквалифицироваться в небанковские финансовые учреждения. Однако для этого им потребуется в достаточно сжатые сроки (до 180 дней) прекратить все обязательства, связанные с банковской деятельностью, в частности, вернуть вкладчикам все депозиты, что может быть довольно проблематично для банка, ощущающего нехватку капитала. Кроме того, если банку удастся выполнить план прекращения банковской длительности, ему скорее всего сразу же понадобится лицензия на предоставление небанковских финансовых услуг, но отдельная процедура получения такой лицензии законопроектом не предусмотрена.

В целом законопроект №5388 является позитивным для банковского рынка Украины, так как предоставляет банкам инструментарий для достижения повышенных требований регулятора к капиталу без привлечения сверхдорогого внешнего ресурса. В то же время инструментарий, предложенный законопроектом, сопряжен с целым рядом вопросов, которые вполне могут помешать его практической реализации. Даже если собственники объединяющихся банков согласуют все коммерческие условия присоединения, реализация договоренностей будет зависеть от эффективности подготовительной работы участников присоединения.