НБУ курс:

USD

41,25

+0,03

EUR

45,71

--0,44

Наличный курс:

USD

41,51

41,44

EUR

46,30

46,11

Плюсы и минусы аудиторской реформы

Олесь Шевченко, Директор департамента аудита компании Deloitte, о том, почему аудиторская реформа Минфина хорошая, но требует доработки
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

Нынешнее законодательство в сфере аудита в Украине не способствовало созданию условий для высокого качества финансовой отчетности бизнеса и аудиторских заключений. Непосредственный контроль качества работы аудиторов осуществляет Аудиторская палата Украины, но в последнее время в ее адрес с разных сторон звучало очень много замечаний.

Отсутствие адекватных механизмов контроля качества финансовой отчетности и работы аудиторов в первую очередь подрывают доверие пользователей отчетности к представленным данным и надежности аудиторского заключения. В результате общество воспринимает большую часть аудиторских заключений как формальность, без гарантии какого-либо соответствия действительности. А инвесторы и иностранные партнеры значительно сократили список аудиторских компаний, заслуживающих доверия.

Эту проблему отчасти решает законопроект, предложенный Министерством финансов. В нем есть как ряд плюсов, так и некоторые недостатки. Из плюсов можно выделить, например, внедрение независимой системы общественного надзора за аудиторской деятельностью. По сравнению с существующей предложенная Минфином система надзора кажется более объективной, направленной на снижение риска конфликта интересов и повышение качества аудиторской деятельности в целом.

Очень важным является введение термина "предприятие, представляющее общественный интерес". Раньше крупнейшие компании, не соответствующие формальным критериям, вообще могли не подпадать под обязательную аудиторскую проверку.

Кроме того, для предприятий, представляющих общественный интерес, законопроект предусматривает обязательное создание аудиторского комитета или соответствующего органа, что должно способствовать дальнейшему развитию культуры корпоративного управления и прозрачности украинских компаний.

Среди позитивных нововведений также внедрение единого реестра субъектов аудиторской деятельности. Это значительно упростит им администрирование своей деятельности, сэкономит время и средства на выполнение требований различных регулирующих органов.

И, наконец, основным достижением законопроекта является унификация законодательства Украины в сфере аудиторской деятельности с европейским законодательством, что должно повысить международный авторитет Украины, способствовать ее экономической и финансовой интеграции в мировую экономику.

Говоря же о недостатках, стоит упомянуть квалификационные требования. В частности, согласно законопроекту, квалификационным требованием для проведения аудита предприятий, представляющих общественный интерес, является наличие пяти аудиторов и двух специалистов, сертифицированных по международным стандартам финансовой отчетности. Вместе с тем, законопроект не уточняет, что таким сертификатом должны обладать ключевой партнер проекта или рецензент. Хотя отсутствие такого требования может дать поле для манипуляций и поставить под риск качество аудита.

Кроме того, законопроект не определяет сертификаты каких именно организаций будут считаться приемлемыми, оставляя это на утверждение Совета по надзору. На самом деле, правильно было бы уточнить, что приемлемыми являются сертификаты, выпущенные организациями, аккредитованными Международной федерацией бухгалтеров (IFAC), что исключало бы появление на рынке облегченных версий сертификатов.

Неплохо было бы и поднять планку обязательного уровня образования аудитора до неполного высшего, а не полного среднего, как предлагается в законопроекте.

Ну и наконец, очевидно, что работа над повышением качества аудиторских услуг потребует дополнительного финансирования регулятора. В разных странах применяется практика финансирования субъектами аудиторской деятельности своего регулятора в той или иной форме. Это адекватный подход, особенно в период становления обновленной системы. Что касается суммы отчислений, Закон не прописывает механизм их формирования, а лишь ссылается на то, что их размер будет определен Кабмином.