НБУ курс:

USD

41,25

+0,03

EUR

45,71

--0,44

Наличный курс:

USD

41,51

41,44

EUR

46,30

46,11

В сентябре нам будет с чем выйти против России в ВТО — замминистра МЭРТ Наталия Микольская

Заместитель министра экономического развития и торговли и торговый представитель Украины Наталия Микольская рассказала Delo.UA о наших перспективах внешней торговли, импортном сборе и перспективах споров с Россией в рамках ВТО
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

Начнем с самого интересного — с дополнительного импортного сбора. Когда отменят и как нам вообще в ВТО разрешили такое?

Разрешили, потому что у нас были основания. В рамках ВТО предусмотрена возможность применения мер для защиты платежного баланса государства. Поэтому Украина решила, что может применить эти меры в связи с ухудшением ситуации с основным и текущим счетами. Мы подали соответствующую нотификацию в ВТО, ее рассматривали в рамках соответствующего Комитета. Но он не пришел к консенсусу.

У кого-то были возражения? У России?

У "отдельных членов", и все понимают, что это была Российская Федерация. Когда в рамках комитета мы рассматривали вопрос соответствия оснований требованиям ВТО, единственная сторона, оговорки которой мы не сняли — это РФ. Поэтому в отчете Комитета было указано, что по результатам обсуждения члены Комитета в принципе считают, что ситуация обоснована — сбор законный и соответствует всем требованиям соглашения ВТО. Отчет не содержит рекомендаций по отмене. Но в нем отражена позиция "отдельных членов" (РФ). Отчет передали на Генеральный совет, который его принял во внимание. В связи с этим мы прямо указали ВТО нашу позицию: это была экстраординарная мера, которая применяется для того, чтобы помочь государству справиться с текущими проблемами. Мы сообщили, что мы отменим дополнительный сбор до конца года или, возможно, ранее, когда ситуация будет этому способствовать.

И когда она будет способствовать?

Вы, наверное, слышали, что в МЭРТ поступало в последнее время много обращений от украинского бизнеса, который использует в своем производстве импортные составляющие или сырье. В этих обращениях указано, что это делает их производство неконкурентоспособным не только в Украине, но и на внешних рынках.

Но этот сбор был своевременным, правильным, и мы видим это по улучшению ситуации на текущем и основном счетах, падению импорта. Ситуация на нашем рынке стабилизировалась, и мы считаем, что это комплексно-кумулятивный эффект мер, которые приняло правительство.

Мы сейчас анализируем возможность и целесообразность отмены этого сбора раньше, чем к концу года. Нам необходимо взвесить не только его влияние на производство и экспорт, но и на состояние текущего и основного счетов. Поэтому мы проводим консультации с Минфином и НБУ. В любом случае решение по этому вопросу — это коллективное решение Кабинета министров.

Позиция Минфина понятна?

Позицию Минфина вы слышали, они ее прямо заявили: отменим в конце этого года. Позиция нашего министерства в том, что нам необходимо достаточно детально проанализировать обращения, которых не одно и не два — их там порядка 25. В любом случае, все понимают, что сбор будет действовать только до конца года. Еще нужно помнить, что этот сбор у нас указан в программе МВФ, и любые наши действия, связанные с этим сбором, тоже будут обсуждаться с МВФ.

Почему сбор распространяется на весь импорт? У нас же тарифная сетка обширная и подробная, можно было более детально проработать. Или некогда было?

Знаете, в чем главное требование ВТО к этому сбору? Должно быть очень мало исключений. Помните историю о допсборе на две группы товаров — автомобили и холодильники (в 2009 году наша страна уже вводила 13%-ную надбавку к импортной пошлине. Сперва почти на все товары, затем только на холодильники и легковые автомобили — Ред.). Было сразу понятно, что это нарушение ВТО.

Нас народные депутаты часто критикуют — почему вы не исключили из списка то или иное? Например, сырье. Но исключать сырье нельзя, потому что это будет нарушение требования ВТО, и также будет рассматриваться как субсидия национального товаропроизводителя.

Далеко не все согласны с тем, что на выравнивание платежного баланса повлиял именно сбор. В основном влиял курс. А дополнительный импортный сбор даже на производителей оказал негативное влияние.

Да, он может оказывать негативное влияние на производителя, но, с другой стороны, создает дополнительные конкурентные преимущества — импорта меньше и внутренний рынок для них расширится. Этот фактор также необходимо учитывать.

Сейчас все нас критикуют — почему вы так долго анализируете влияние введения импортного сбора на платежный баланс и на экономику в целом? Потому что есть "кумулятивный эффект". Факторов, которые влияют на экономику, в том числе состояние текущего и основного счетов, сейчас очень много. Это конфликт на востоке — из-за него у нас не только упало производство и экспорт, но и внутренний рынок уменьшился. Это аннексия Крыма, девальвация, сезонность, конъюнктура мировых цен. Например, почему упал экспорт агарной продукции в ЕС в первом квартале 2015? Потому что ценовая конъюнктура на кукурузу плохо сыграла.

Нам нужно сейчас вычленить отдельно эффект дополнительного импортного сбора. Но есть еще другие аспекты, которые анализируют другие ведомства. ГФС, например, утверждает, что контрабанда растет.

Давайте теперь о хорошем…

Можем поговорить об отмене спецпошлин на автомобили.

С автомобилями все понятно: пошлины признали неправильными, они будут отменены.

Да. Будет заседание Межведомственной комиссии, как заместитель главы этой комиссии я могу сказать, что мы будем рекомендовать принять решение об отмене спецпошлин и чтобы оно вступило в силу в ближайшее время.

Глупо получилось — пока тянулся этот кейс, уже в общем-то истек срок действия пошлин — они вводились на три года, и два с половиной из них уже прошло. Нет других механизмов ВТО, чтобы потребовать компенсации за потери, которые понесла Япония, пока шло обсуждение?

Можно было нашим партнерам быстрее реагировать: быстрее подать иск, меньше консультироваться, быстрее "двигать" дело.

Они не сразу подали?

Подали после проведения множества раундов переговоров. Понимаете, по моему мнению, для Японии принципиально важно было получить это решение, чтобы показать, что для них это вопрос не только импорта, а систематической заинтересованности. Для нас важно сейчас это решение исполнить для того, чтобы никто не говорил, что у нас имидж "хулигана" в ВТО.

В организации есть правила, которые нужно соблюдать. Но кроме правил есть такая вещь, как обычаи и customary practice (общепринятая практика) — как себя нужно вести. Если ты хочешь эту практику поломать или отойти от устоявшегося подхода, тебе необходимо подготовиться, проинформировать всех членов о том, что ты будешь вводить что-то эволюционное или революционное.

Почему мы не используем инструментарий ВТО для борьбы против России, которая нас регулярно "щемит"?

Нельзя говорить, что мы не используем инструментарий организации. В ВТО как организации для устранения барьеров торговли существуют различные форумы. Первые и самые простые — это комитеты ВТО, с них все начинают. На комитетах поднимаются вопросы введения страной торговых барьеров. Все вопросы у нас (кроме последних) поднимались в рамках комитета. Как правило, после комитета государству дают ответы или в рамках комитета высылаются дополнительные запросы. Если реакции после комитета нет, начинается процедура урегулирования споров в рамках ВТО.

А какие сейчас кейсы у России против нас?

Они подали запрос на консультации по антидемпинговым мерам против импорта нитрата аммония, мы его подтвердили и проводим сейчас консультации.

А по существу?

В рамках ВТО действует правило, что консультации являются конфиденциальными, они раскрыты только для сторон и участников. Это делается для того, чтобы стороны могли найти некое компромиссное решение. Как правило, порядка 70% споров решается на стадии консультаций. Поскольку эта стадия конфиденциальна, мы, наверное, пока углубляться в детали не будем.

Наша позиция в том, что антидемпинговые пошлины законны, ставки рассчитаны правильно и оснований для их отмены, как хочет Российская Федерация, нет. Но вы знаете, что Россия инициировала дело по антидемпинговым пошлинам против импорта нитрата аммония против ЕС. Эти пошлины были введены ранее, и, соответственно, дело инициировано раньше, чем против нас. РФ не просто так этот вопрос задает, для них с учетом объемов производства очень важен экспорт удобрений. Экспортная цена на российские удобрения с учетом низкой цены на газ на внутреннем рынке РФ и ее доли в себестоимости очень низкая. Поэтому будем работать.

То есть, у них против нас есть кейс по селитре, а у нас ничего нет. Почему?

С момента моего назначения прошло четыре месяца. Пока предметной работы именно по направлению подготовки кейсов не велось. Мы сейчас занимаемся тем, что собираем материалы и готовим кейс. Но подготовить кейс — это не просто заявить: "у вас нарушение", это — подложить фактаж, поговорить со всеми производителями. Но тут нужно понимать, что не все производители, с учетом специфичности рынка, захотят участвовать — многие надеются, что смогут решить все на своем уровне.

Я как представитель государственной власти их не понимаю — мы предлагаем возможность начать этот спор и оказать соответствующую поддержку. Но как человек, который раньше работал консультантом, могу понять, что они рассматривают это в перспективе не года, не двух, а в долгосрочной перспективе.

Сейчас у нас ведется достаточно плотная работа над тем, чтобы инициировать рассмотрение споров по нескольким нарушениям. Все нарушения мы поделили на несколько категорий. Первая — это явные нарушения. Вторая — те, где нужно более глубоко прорабатывать юридическую и экономическую составляющие. И третья группа — это дела, где есть нарушение только де-факто — нет акта, а есть просто действие соответствующих органов. Как правило, де-факто нарушения в рамках ВТО доказывать гораздо сложнее, чем те, где есть хотя бы какой-то акт, который можно обжаловать. Мы ведем работу с производителями для того, чтобы как можно быстрее подать заявки на консультации по некоторым из этих вопросов. Надеемся, что мы это сможем сделать в ближайшее время. Но это только первый шаг. На инициирование таких споров уходит порядка года, но мы постараемся двигаться намного быстрее. Против России уже инициировано очень много кейсов.

Самостоятельно или совместно с другими странами?

У ЕС против России инициировано несколько споров, и они все связаны, как правило, с санитарными и фитосанитарными нормами и техническим регулированием. Нужно понимать, что ВТО — это не Хозяйственный суд города Киева, речь не идет о сотнях дел.

Нужно очень хорошо думать, на какие кейсы делать ставку. Мы можем задавать вопросы по всему, но нужно выйти с теми вопросами, где у нас кроме юридической позиции есть: а) экономический интерес; б) уверенность, что мы можем положиться на производителей. Нужно, чтобы они были готовы ввязаться в это дело и идти до конца. Мы сейчас по РФ не просим их предоставлять юридических советников. Будем пробовать своими силами. Я как юрист и консультант, который работал почти во всех делах Украины, знаю, что достаточно сложно убедить бизнес в том, что ты через год, возможно, что-то получишь. Однако я обещаю, что к осени мы уже с чем-то выйдем.

По кейсам, наверное, все-таки стоит привлекать отраслевых экспертов.

Мы будем привлекать отраслевых экспертов, но я в этой сфере достаточно долго работаю. Кейсы в ВТО — это моя отдушина как юриста, поэтому над ними я буду работать лично. У нас также есть консультанты от проектов технической помощи США, Европейского Союза и других стран. К сожалению, раньше их ресурсы использовались неэффективно.

Вторую часть интервью с Натальей Микольской, в которой она рассказывает о перспективах расширения зоны свободной торговли для Украины, читайте в проекте "Успешная страна".