НБУ курс:

USD

41,22

+0,05

EUR

46,15

+0,20

Наличный курс:

USD

41,51

41,44

EUR

46,30

46,11

В Украине даже очень хорошие компании не знают, как общаться с инвестором — ИК "Empire State Capital Partners"

Почему инвесторам все еще интересна Украина, кто готов сюда вкладываться и что для привлечения денег иностранных инвесторов должны сделать наши компании, Delo.UA рассказал Главный инвестиционный директор группы по управлению активами Empire State Capital Partners Родольфо Аморесано
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

Будучи инвестором с огромным опытом работы на развивающихся рынках, Родольфо Аморесано не боится вкладывать деньги в Украину, несмотря на войну и экономический кризис. По его словам, сейчас отличное время для таких инвестиций, однако украинские компании зачастую сами отталкивают инвестора, не умея с ним говорить. О том, почему он готов заводить сюда средства, если может не суметь их вывести, об отношении к украинскому правительству и об опыте общения с украинскими компаниями читайте в эксклюзивном интервью Родольфо Аморесано специально для Delo.UA

Как долго вы наблюдали за украинским рынком?

Как минимум 10 лет. Я работаю с инвестициями в развивающиеся рынки последние 25 лет, и уже знаком с рынками России, Югославии (в свое время), Мексики, Аргентины, Бразилии, Индии, Филиппин. Так что у меня больше 25 лет опыта работы в кризисных условиях, в условиях дефолта.

Думаю, в целом то, что происходит сегодня в Украине, уже происходило раньше в других странах. Уже были и дефолты, и коллапсы, и кризисы — в той же Аргентине, Мексике, Азии, Бразилии, Греции. Это уже происходило, и то, что сейчас происходит у вас, мы уже видели в других странах.

Даже боевые действия — мы сталкивались с ними в Колумбии, в Мексике. Мы видели убийства, в Кот-Д'ивуаре — гражданскую войну и так далее. То есть, это все мы уже проходили. Но я вижу в Украине перспективы, потому что это очень богатая страна в плане ресурсов и людей. Есть все компоненты для успешного будущего страны.

Если вы наблюдаете Украину уже 10 лет, видите ли вы какие-то значительные перемены?

Мне кажется, что последние выборы стали переломным моментом, когда был выбран Порошенко и новый парламент. Это был ясный сигнал от людей, в каком направлении они хотят двигаться дальше.

Как насчет бизнес-климата?

Я готов поспорить, что сейчас на уровне высшего руководства в Украине одно из самых прозрачных правительств, хотя основная его часть (чиновники среднего звена) и осталась прежней. Если вы сменили верхушку, это не значит, что все ниже по рангу внезапно стали честнее. Если вы улучшили закон, это еще не значит, что ему все будут следовать, понимаете? Потому мне со стороны видны значительные перемены, но вам, при ежедневном столкновении с ними, они могут быть не так заметны. Это как с огромным лайнером: вы не можете сменить вектор его движения одномоментно.

Это значит, что вы видите определенные перемены в будущем?

В принципе, да. Я вижу два основополагающих момента. Первый — это перемирие на востоке. С нашей точки зрения, это определенно хорошо, потому что позволяет правительству направить больше ресурсов на развитие страны. И лучшее, что может сделать Украина в этом случае, — работать над улучшением своей экономики: защищать инвесторов, создавать рабочие места, наращивать ВВП, менять законы так, чтобы все жители смогли развивать страну.

Второй важный фактор — МВФ. И тут дело не столько в деньгах (хотя это тоже важно), сколько в посыле, что они видят прогресс в реформах. Это то, что хочет видеть международное сообщество. Это не значит, что вы уже решили все свои проблемы, но дает сигнал, что вы идете правильным путем.

Но крупнейший барьер на пути частных инвестиций сейчас — это доверие, а точнее его отсутствие, неуверенность в том, что законы и правила будут соблюдаться.

Программа реформ должна это доверие вернуть.

Война тут, конечно, тоже сыграла свою роль, но в моем понимании как инвестора, который готов вложить капитал в эту страну, главное, что должна сейчас сделать Украина, — это вернуть доверие.

Куда и почему вы готовы вложить деньги?

Для начала год назад мы создали инвестиционную компанию Empire State Capital. Кроме того, мы основали небольшой фонд почти два месяца назад и сейчас ищем для него инвесторов. Вкладываться планируем в акции и долговые бумаги, хотя, конечно, в будущем могут возникнуть ситуации, когда мы решим пересмотреть эту стратегию. Сейчас мы уже владеем пакетами акций локальных предприятий — как тех, которые торгуются на местных биржах, так и тех, которые оборачиваются на зарубежных площадках.

Почему сейчас? Потому что это все я уже проходил. Лучшим временем для инвестиций в Россию было время после коллапса, для инвестиций в Аргентину — после коллапса; так же и с Мексикой, и со многими другими странами. Мы уже это видели, проходили, ничего нового не произошло. Но Украина — богатая страна. Это не африканская страна с невероятной жарой и полным отсутствием ресурсов. Это богатая страна, которая каждый год выращивает деньги на своей земле, имеет хорошие человеческие ресурсы. Есть все предпосылки для успеха.

Расскажите подробнее о фондах, которые вы упомянули.

Их два — крупный фонд и чуть поменьше. Мы пытаемся привлечь крупный капитал для развития крупного фонда, речь идет о сумме приблизительно $25-30 млн. В то же время мы вложим чуть меньше денег для создания фонда, который даст возможность инвестировать отдельным людям, которые хотели бы вложить, например, $250. Разница между двумя фондами — в стоимости управления операциями. Для большого фонда стоимость будет другая, например, из-за его юридической структуры, бухгалтерии и т.д. В меньшем фонде инвесторы открывают счета с нами, мы также вкладываемся в этот фонд, и мы принимаем индивидуальные решения по управлению этим капиталом.

Вас не напрягает тот момент, что вы можете завести деньги, но с сегодняшними запретами не сможете их вывести?

Это напрягало бы меня, если бы я планировал вывести их через месяц или неделю. Но инвесторы, которые сейчас рассматривают этот рынок, должны рассматривать его в перспективе на три года, а не два месяца.

Есть уже люди, которые заинтересовались участием в фонде?

Да, мы уже общались с инвесторами по этому поводу раньше. Но теперь у нас есть презентации, у нас есть два месяца работы этих фондов — это незначительный промежуток времени как для инвестора, но мы говорим о новой Украине — и наше сообщение заключается в том, что вот они, причины, по которым мы верим в Украину. Мы говорим им, что от этих инвестиций они заработают больше.

Что это за люди?

Не украинцы. Украинцам для инвестиций в Украину мы не нужны. Нашим фондом могут воспользоваться инвесторы со всего мира — европейские, американские.

Один из инструментов, в которые вы готовы инвестировать — это долговые бумаги?

Да

Госдолг?

Корпоративный, номинированный в долларах. Он сегодня выглядит более привлекательно. К погашению в следующем году, через три-пять лет — длина нам безразлична.

В каких секторах?

Сфера услуг, агросектор, машиностроение — крупные сектора. Мы ищем те сферы, которые предоставляют наибольшие возможности, ищем крупные компании. К примеру, на днях мы общались с "Астартой". Очень уважаемая компания, очень профессионально управляется — к такого типа компаниям мы будем присматриваться. В нашей презентации для инвесторов мы даем именно такие примеры компаний, чтобы показать, какие возможности можно найти в Украине.

Есть достаточно замечательных компаний с правильным управлением. Много компаний, которые при более благоприятной среде чувствовали себя лучше. Возьмите ту же "Астарту" — такая же компания, появись она где-нибудь в Германии, смогла бы утроить свою стоимость. И тут мы возвращаемся к вопросу о реформах и работе, которая ведется для изменения страны, чтобы дать уверенность в том, что когда инвесторы придут, они будут защищены.

Одна из проблем в Украине сейчас заключается в том, что у вас есть хорошая компания, вы ставите туда отличный менеджмент, даете интересные возможности, а в этой компании просто не знают, как общаться с инвестором.

К примеру, недавно мы встречались с одной из компаний. Мы видели в ней возможности, и пока шла презентация, мы видели, с какой страстью нам презентовали компанию. Но в своей презентации представитель компании не дал нам никаких цифр. Как инвестор я понимаю язык цифр.

Или, например, такая маленькая вещь, как сайт компании. Мы бы хотели, чтобы он регулярно обновлялся, а не заходить туда и видеть, что последнее обновление информации на нем было полгода назад. Это портит мое впечатление. У вас может быть лучший бизнес на земле, но если я не могу этого увидеть и составить свое впечатление, я могу просто пойти искать другие компании.

И в Украине это не единичный случай. Вы должны говорить на языке инвестора. Вы должны быть в состоянии сказать: это мой продукт, вот почему он хорош; это сумма, которую вы заработаете, вложив сюда инвестиции; вот причины, по которым мы этим занимаемся; мы хорошо обслуживаем долги. К нам нет никаких претензий. Это инвесторы поймут.

Если вы не знаете, как говорить с инвестором, — наймите того, кто знает. Кто может представить вашу компанию, ее будущее, ее рентабельность, все компоненты. Очень просто. На рынке достаточно квалифицированных специалистов, которые могут это сделать.

Но у той же "Мрии" была замечательная отчетность, хорошая репутация, и тем не менее в один момент она просто прекратила платить по обязательствам. Как вы можете доверять деньги украинским компаниям после опыта с "Мрией"?

Ну не все же компании такие, как "Мрия". Мы отдаем себе отчет в том, что если, например, нам встречается такая компания, как "Астарта", это не значит, что все компании тут такие. Аналогично и с "Мрией".

Но в данном случае нам важно — опять-таки, возвращаясь к реформам — важно, чтобы люди отвечали за свои действия. Реформа судебной системы должна дать уверенность в том, что если кто-то нарушает закон — он несет наказание. Мы должны понимать, что на том поле, где мы играем, есть рефери в лице государства, и если кто-то нарушает правила — он платит за это. Вот и все.

Например, сейчас один собственников "Мрии" объявлен в розыск Интерполом. Я не припомню, чтобы такое случалось раньше. Возможно были случаи, но я их так не вспомню. Но это дает инвесторам определенный позитивный сигнал, что, возможно, что бы вы ни делали здесь раньше, в будущем все может измениться, потому я стану аккуратнее в своих поступках.

Как вы оцениваете нынешние действия НБУ? Многие компании сегодня высказывают недовольство политикой регулятора — в частности, импортеры.

НБУ — это кризис в кризисе. Очень легко тыкать пальцем и критиковать, но совсем иначе — сидеть в этом кресле и принимать решения. Мне кажется, сейчас некоторые меры НБУ направлены на замедление процессов, и это не долгосрочные меры.

Пока мы сидим в лодке, которая протекает сразу в нескольких местах, вопрос не в том, куда она плывет, а в том, как бы ей вообще остаться на плаву.

Все дело в приоритетах, потому мне сейчас сложно комментировать и говорить, что что-то делается правильно или неправильно. Например, налоги. Определенные налоги будут снижаться, другие вырастут, роялти выросли, и, конечно, это не привлечет инвесторов. Но на данном этапе правительство больше думает о затыкании дыр бюджета, окончании программы МВФ.

Но я верю, что страна идет в верном направлении. Хотя ошибки, конечно, будут делаться. И, кстати, мне кажется, нужно немалое мужество, чтобы пригласить в правительство страны иностранцев.

У меня сложилось определенное впечатление после встречи с некоторыми из них. Это люди, которые знают, что они хотят сделать, и не будут просить помощи, потому что понимают, как этого достичь.

И мне кажется, инвесторам стоит обращать внимание не на отдельные меры, а на направление движения страны в целом.

Сколько, на ваш взгляд, Украине понадобится времени на восстановление экономики?

Я не экономист. Но думаю, что если все будет так идти как сейчас, то даже ближайший год еще будет негативным. Однако если состоится донорская конференция, если будет реструктуризирован долг и на востоке будет действовать перемирие, то подъем мы можем увидеть уже в последнем квартале.

Как должна выглядеть компания, чтобы вы захотели в нее инвестировать?

Менеджмент, которому можно верить, прозрачность во всех операциях и меньшая стоимость по сравнению с международными компаниями. Конечно, у нас критериев больше, чем три, но все остальное — это детали.

По большому счету же я хочу несколько вещей — доверять менеджменту, понимать, как он будет распоряжаться деньгами, понимать продукт и окупать свои инвестиции.

С одной стороны, это просто, с другой — не очень. Вы должны анализировать, вникать в детали, как работает бизнес. Но для меня очень важно доверие менеджменту — это включает и их надежность, и их отношение к инвестору, их интересы.

Мы основали Empire State Capital где-то год назад, потому что верим, что что-то тут получится. Например, я работал в крупных учреждениях в Нью-Йорке. Все правила, политика и способ ведения бизнеса, применяемые там, мы хотим здесь реализовать и создать такую среду, которую, в том числе, пытается сейчас вырастить эта страна.

Но в чем смысл вкладывать средства, если из-за ограничений НБУ периодически даже дивиденды нельзя получить?

Я отвечу вопросом на вопрос: если инвестировав доллар в Украину сегодня вы можете получить доллар и десять центов через два года — вы проинвестируете? Да или нет? Правильный ответ — нет, потому что вы получите за два года всего 10%. Не стоит инвестировать.

А что если вы проинвестируете сегодня доллар, а через два года получите доход в два-три доллара? Тут уже есть над чем задуматься. Конечно, есть много рисков, огромный риск, неоспоримый, но есть и много возможностей — мы видим в Украине массу привлекательных возможностей. И тут наша задача — найти баланс между потенциальным риском и вознаграждением. Все дело в цене, которую мы готовы заплатить.

Знаете, я заметил, что местные жители гораздо более пессимистично настроены, чем иностранцы. Потому что местные жители уже давно страдают от всего того, что происходит в стране, и все, чего они хотят, это чтобы все прекратилось. Но мы смотрим на эту ситуацию по-другому. Я имею ввиду, что все, что уже произошло, мы оставляем в прошлом. Я понимаю, что это легко сказать, но трудно сделать. Но принятие решений основано на планах на будущее. Вы должны доверять людям.

Вы должны решить, подходящее ли сейчас время для открытия своего дела, оценив свое право на ошибку, оценив риски и вознаграждения.

Если мне 50, у меня уже есть семья и нет сбережений, возможно, я не могу взять на себя такой риск. Но если у меня еще нет ни семьи, ни обязательств, то почему нет? Что делать, если страна в кризисе, а вы видите большие возможности?

Стоит ли сейчас запускать бизнес? Может да, может нет. Мы вот запустили, и через два года я смогу вам сказать, стоило это делать или нет. Но мне кажется, что стоило.