НБУ курс:

USD

41,17

--0,04

EUR

45,95

--0,01

Наличный курс:

USD

41,55

41,46

EUR

46,45

46,30

ДНК IT-директора

Дмитрий Лазученков, менеджер отдела консультационных услуг компании EY о том, что помогает IT-директору выйти на ведущие роли в процессе принятия стратегических решений
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

В 2013 году компания EY провела глобальное исследование: какое место отводится сегодня руководителям ИТ-служб в бизнесе? Были опрошены более 300 ведущих ИТ-специалистов из разных стран, а также проведено 65 подробных интервью с ИТ-директорами и прочими респондентами.

На протяжении многих лет многие директора по информационным технологиям говорят о необходимости стать полноправными партнерами в своей компании и войти в состав исполнительного руководства. Однако, как показывают результаты нашего исследования "ДНК ИТ-директора", сравнительно немногим удалось вырваться из своей ниши и занять ключевую позицию в организации. Так что же мешает руководителям отделов информационных технологий, в условиях непрерывной эволюции делового мира и растущей роли ИТ — изменить устаревшие представления своих коллег о важности ИТ-директора в успехе бизнеса? Вот некоторые результаты нашего исследования.

Портрет ИТ-директора

Как правило, это мужчина среднего возраста (средний возраст респондентов — 43 года), занимающий текущую должность уже около 5 лет. Средняя продолжительность пребывания в должности ИТ-директора составляет около 7 лет. Подавляющее большинство ИТ-директоров имеют образование в области ИТ и карьерный опыт только в рамках ИТ-функции. Согласно нашему исследованию, лишь одному из пяти ИТ-директоров удается занять место в рядах топ-менеджмента своей компании. При этом в среднем ИТ-директор имеет высокую личную заинтересованность в результате и постоянно работает над оправданием ожиданий руководства, кстати, зачастую сильно заниженных.

Путь в топ-менеджеры

Большинство респондентов (38%) считают, что основным препятствием на пути к повышению авторитета роли ИТ-директора является отсутствие поддержки со стороны высшего руководства. Долгое время ИТ-служба рассматривалась как инструмент контроля за расходами, ввиду чего наиболее тесные связи у ИТ-руководителя установились с финансовым директором. Однако, если удается убедить генерального директора в том, что ИТ-службы могут не просто выполнять функции поддержки и быть центром затрат, но и стать активным проводником инновационных и трансформационных процессов в компании — ИТ-руководители уходят от привязки к бюджетной тематике и способны значительно увеличить вклад ИТ в успех бизнеса.

Первостепенной задачей, стоящей перед ИТ-директором, является построение доверительных и эффективных взаимоотношений с руководством компании и руководителями бизнес направлений, так считают 72% респондентов. Действительно, бизнесу порой требуется дополнительная движущая сила, стимул в лице специалиста, сочетающего в себе технические знания и бизнес-навыки. До тех пор, пока ИТ-директор не сможет сам выйти за рамки текущих операционных задач ИТ-подразделения, его шансы на вовлечение в стратегические инициативы ничтожно малы.

Трамплин для ИТ-директора

Что чаще всего помогает ИТ-директору выйти на ведущие роли в процессе принятия стратегических решений? В качестве ответа на этот вопрос приведу слова Дэйва Райеркерка, руководителя международной практики компании EY по оказанию консультационных услуг в области информационных технологий: "Одним из способов получить признание является участие ИТ-службы в сопровождении какого-либо крупного проекта и как результат такого участия — оптимизация работы всего бизнеса. Вывод очевиден: успех проекта послужит толчком к стремительному изменению стереотипов, как только исполнительное руководство рассмотрит в директоре ИТ-службы специалиста, способного оптимизировать деятельность компании. А это произойдет еще быстрее, если изменения в операционной модели ведения бизнеса отразятся на финансовых результатах".

Кстати, данное высказывание не теряет своей актуальности и в украинских широтах. На протяжении нескольких лет компания EY оказывала поддержку крупнейшему в нашей стране металлургическому холдингу в управлении проектным офисом одного из самых масштабных внедрений ERP систем в истории Украины. В ходе проекта мы смогли не раз убедиться, насколько сильно бизнес может зависеть от ИТ. Причем, данная зависимость не всегда напрямую коррелирует с масштабом и стоимостью внедрения. Зачастую успех проекта зависит от того, как позиционирует себя руководитель ИТ-службы или проекта, насколько он верит в стратегическую значимость своего направления для компании и может убедить в этом других руководителей и свою команду.

Удовлетворенность внутреннего клиента — не ниже 95%

В украинских реалиях масштабные внедрения происходят достаточно редко. В их отсутствие, у ИТ-директора появляется возможность сфокусироваться на повышении эффективности своей службы. Это может значительно поднять статус департамента в компании, однако для этого внутренний коэффициент CSI (Client Satisfaction Index) должен быть не менее 95%, и каждый год увеличиваться. Наши консультанты часто работают по совместным проектам с ИТ-службами, с целью оптимизации процессов, снижения операционных затрат функции, повышения качества внутренних услуг, уровня доступности систем, усиления информационной безопасности. При этом далеко не всегда роль и значимость ИТ-служб зависит от находящихся в их управлении бюджетов. В соответствии с нашим исследованием, способность добиваться большего результата меньшими ресурсами практически никогда не остается в компаниях без внимания.

ИТ-стратегия как зеркало бизнеса

Другим существенным препятствием, по мнению около 30% респондентов, является отсутствие четко сформулированной бизнес-стратегии. Эта проблема особенно актуальна для украинских реалий. В большинстве компаний, в которые нас приглашали для помощи в разработке ИТ-стратегии, отсутствовала стратегия развития компании, понятная большинству сотрудников. Разработка ИТ-стратегии в таких условиях — задача не из легких. Справиться с ней ИТ-директору помогут зачастую несвойственные ему навыки — умение разговаривать на языке бизнеса и способность транслировать финансовую информацию в доступные для понимания и подлежащие формализации формы. И тут не обойтись без понимания проблем предприятия и индустрии в целом, а также опыта работы в других функциях или тесного сотрудничества с ними. "Топ-менеджменту не интересно объяснять ИТ-директору, как работают бизнес-модели компании. Знайте это заранее, или они не будут вовлекать вас в обсуждение серьезных вопросов", — обращается к коллегам по цеху в интервью Томас Пирлеин, директор по информационным технологиям Esprit, всемирно известного модного бренда.

Ключ к успеху

По признанию большинства респондентов, работа в должности ИТ-директора с соответствующими обязанностями и сферой ответственности приносит им огромное удовлетворение. В то же время, еще одним препятствием для карьерного роста является отсутствие самомотивации — 64% респондентов считают свою текущую позицию и сферу влияния вершиной карьерной лестницы. Зачастую, так считают и руководители, занимающие руководящие должности иного профиля — 63% из них полагают, что ИТ-директора не имеют амбиций по расширению сферы своего влияния. Какое из этих двух мнений является причиной, какое следствием — на этот вопрос каждый руководитель ИТ-службы должен ответить себе сам.