НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,50

41,40

EUR

45,30

45,10

Как война изменила долю кешлеса, и почему украинцы выбирают безналичность

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Уже несколько лет безналичные оплаты в Украине показывают существенный рост: в ІІІ квартале 2023 года держат уровень в 63%. Что этому способствовало, почему кэшлес остается стойкой привычкой украинцев, несмотря на реалии военного времени, и кто он – украинский пользователь безналичных платежей?

Предыдущие годы и плюсы пандемии

Еще в 2018 году доля безналичных платежей и переводов в Украине, по данным Нацбанка, составляла 45% . То есть буквально за несколько последних лет кэшлес вырос на 18%. И теперь 6 из 10 украинцев производят оплаты без использования наличных денег.

Данные по оплатам в NovaPay коррелируют с этими цифрами. Естественно, этому способствовала и общемировая тенденция и государственная политика. Но было и то, что неожиданно сказалось. Сначала Covid-19, когда все пытались ограничить контакт с кем-либо и чем-либо, в том числе и с деньгами. А в 2022-м росте доли безналичных платежей на 7%, например, в нашей системе, способствовали блекауты из-за обстрелов российских ракет. Если говорить о примере Новой почты и NovaPay, то при отключении света операторы отделений часто не могли принять наложенный платеж, так как не работали кассовые аппараты. Следовательно, клиенты платили за посылки через мобильное приложение и услугу «Автосписание».

Что происходит в военное время

Как ни странно, с начала войны кэшлес не упал. Несмотря на начало войны, по сравнению с январем 2022 года, по данным НБУ, доля безналичных операций не просто не уменьшилась, а выросла на 11% и по состоянию на   апрель 2022 года составил 71%. Можно строить разные гипотезы, почему так произошло. Одна из них - отъезд значительной части украинцев за границу, где кешлес - мост, там проще заплатить картой, чем снимать наличные. Другая гипотеза – из-за большой части покупок онлайн волонтерской помощи. Но и здесь Украина показала свое приближение к европейским практикам. В мае 2022 года этот показатель несущественно изменился и составил 69%, так же, как и осенью прошлого года – тогда он был на уровне 68,1%. Этот год показал незначительное падение - 62% во втором квартале и 63% сейчас, однако это рабочие колебания, которые говорят о том, что украинцы все равно предпочитают безналичные платежи.

Ситуация по отраслям и странам

По данным MasterCard , наиболее заметно частота безналичных оплат в Украине растет в категориях, которыми мы пользуемся ежедневно:

коммунальные услуги – где 75% клиентов осуществляют оплаты в безналичной форме всегда или чаще,

лекарства – 61% кэшлес-покупок,

билеты на междугородний транспорт – 47%,

одежда и обувь – 46%,

проезд в городском общественном транспорте – 26%.

В целом в мире, по нашим наблюдениям, доля расчетов картой несколько выше, чем в Украине. Глобальный всплеск безналичных оплат произошел во время пандемии COVID-19 – 30% роста . Она отличается от страны к стране: в США это – 80%, в Германии – 76%, в Литве, имеющей подобную Украине историю, и где работает один из офисов NovaPay – 70%. То есть нам есть, куда расти.

Кто основной пользователь

Нечего и говорить, что кэшлес - быстро и удобно для покупателей. Не вдаваясь в теории о типах поколений, X, Y и Z, уже давно можно прожить не день и даже не неделю без наличных денег. Пользователи кэшлес – уже давно не только молодые люди, имеющие смартфоны, пользующиеся интернетом, соцсетями и совершающие покупки онлайн. Это и пенсионеры, которые платят, по крайней мере, за коммунальные услуги и телефон онлайн. Это и люди среднего возраста, которые почувствовали преимущества кэшлеса и не хотят возвращаться к тому, чтобы носить с собой кошелек. Одним словом, это те, кто выбирает цифровой образ жизни и цифровой стиль покупок.

Учитывая, что кэшлес – это давно норма для потребителей, а к тому же экономнее для бизнеса и прозрачнее для государства, думаю, что мы продолжим наблюдать тренд перехода на безналичные расчеты, в том числе благодаря кэшбекам, акциям продавцов, усилиям международных платежных. систем и т.д. В целом, по прогнозам , процент наличных платежей в 2025 году составит всего 10% всех транзакций. При синергии всех участников процесса и, что немаловажно, государства этот прогноз точно осуществится, несмотря на всех черных лебедей. Ведь самое главное для этого – карты и смартфоны у клиентов, а также инфраструктура и желания у бизнеса – есть.