НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,34

42,25

EUR

44,40

44,15

Зачем компании, предоставляющей коммунальные услуги, программа лояльности

Современному клиенту трудно удивить программой лояльности. Скорее удивление вызывает, когда бренд не имеет никакой системы поощрения. Все привыкли к бонусам или подаркам, которые предлагают большинство компаний: от транснациональных авиаперевозчиков до небольших продуктовых лавок с несколькими точками.

Другая ситуация сложилась в сфере коммунальных услуг . В отличие от Европы Украина до сих пор ни один из поставщиков не запустил полноценную программу лояльности для своих потребителей. У YASNO над идеей начали работать еще до полномасштабного вторжения. После 24 февраля наработку пришлось отложить. Требовалось сконцентрироваться на ключевых задачах, а программа лояльности не была первым приоритетом.

В то же время, уровень оплат среди населения ухудшался: например, в Киеве в первый месяц войны этот показатель снизился на 20%. Регулярность расчетов также пошла на убыль – если раньше половина жителей столицы платила счета без существенных задержек, то с началом войны это делает только 30% жителей. Атаки на энергетическую инфраструктуру еще больше обострили вопросы поступления средств. Потребовался новый инструмент стимулирования клиентов. По сути, необходимость в нем и стала толчком к восстановлению проекта и запуску программы лояльности.

Итак, одна из задач, которую мы вкладывали в разработку продукта – это мотивация к регулярным и своевременным оплатам. Когда человек, несмотря на все обстоятельства, заботится о своей платежной дисциплине, вовремя рассчитывается за потребленную электроэнергию – почему бы не поощрить ее?

Еще одна задача – это геймификация рутины. Человек по своей природе стремится завершить рутинные дела побыстрее, особенно если они касаются расходования денег. Нам же интересно, чтобы она провела как можно больше времени с нами – в личном кабинете, в мобильном приложении и посмотрела, что еще мы ей можем предложить. Программа лояльности не только превращает процесс оплаты счетов в приключение с определенным результатом, она дает клиенту выгоду.

Но в основе таких задач лежит еще одна значительно глубже.

YASNO развивается, чтобы являться поставщиком не только коммунальных услуг, но и ИТ-продуктов для своих клиентов. Это может казаться странным для современных компаний, которые уже давно оцифровали процессы и максимально используют разные диджитал-решения. Но для компаний в области энергетики, коммунальных услуг – это настоящий вызов.

Поэтому мы приняли для себя, что работаем в уже «дореформированных» условиях, когда все клиенты – и бытовые, и бизнес могут выбирать себе поставщика. Это момент, когда потребитель превращается в полноценного клиента. Потому нам нужно за него конкурировать.

Такой подход побуждает YASNO работать над тем, чтобы клиенту было с нами удобно и интересно делать рутинные дела. Мы уже сейчас ориентируемся на бенчмарки с европейских рынков. И там клиенты продают не только электроэнергию и газ, но и сервисы. Это и есть наша стратегия: показывать клиенту, что есть классный поставщик с классным сервисом, а в utilities вообще может быть место поощрению. Учить и развивать клиента даже на таких простых вещах как оплата счетов. И программа лояльности в этом играет не последнюю роль.

Как мы делали ПЛ и в какой продукт она развилась за год работы

С начала работы программы лояльности механика взаимодействия клиента с YASNO не изменилась:

  • За своевременную и регулярную оплату счетов за электроэнергию, а также другие дополнительные действия, например отказ от бумажного счета, пользователю начисляются бонусы.
  • За эти бонусы он может приобрести один или несколько промокодов от партнеров.
  • Клиент применяет промокоды и получает скидки при покупке в магазинах партнеров.

Клиенты охотно покупают промокоды – за все время приобретено более 15 тыс. Так что можем считать, что программа лояльности "прижилась".

Это подтверждают и более 250 тыс. активаций аккаунтов, и 1,3 млрд начисленных бонусов, и развитие партнерской сети до более чем 30 партнеров. И действительно мы очень осторожно относимся к подбору партнеров, пытаясь выбрать те, которые будут нашим клиентам наиболее полезными. Поэтому с нами логистические операторы, службы доставки, такси, аптеки, лаборатории и т.д. Конечно, мы получаем много просьб по поводу партнерских предложений. Недавно, например, клиенты просили добавить в партнеры пиццерию, чтобы покупать пиццу за бонусы.

Топы по продажам – почтовый оператор Укрпочта, торговая сеть Сильпо и сеть АЗК WOG. Средний клиент YASNO, пользующийся программой лояльности, имеет 4 промокода Укрпочты, 2 промокода от Сильпо и 2 – от WOG. Конверсия по некоторым предложениям составляет около 80%.

Выполняет ли она свою задачу

Запуская программу лояльности, мы понимали, что мы будем работать с несколькими сегментами клиентов. Один сегмент – это адепты своевременных оплат. Такие люди первыми придут к нам и будут гарантированно получать свои баллы, потому что имеют хорошую привычку рассчитываться за потребленную электроэнергию тогда, когда нужно.

Второй сегмент, и, собственно, тот, с которым мы работаем больше всего, это те, кто по каким-то причинам немного не дотягивал до своевременных оплат. К примеру, опаздывали на несколько дней. И таких людей становится все меньше сейчас. У нас даже была история от клиента, который часто звонил и спрашивал, почему ему не начисляются баллы. Коллеги разобрались и выяснили, что он платит поздно – 23 числа. Объяснили мужчине, что баллы начисляются только при своевременной оплате – до 20. Позже просмотрели его лицевой счет и увидели, что уже несколько месяцев он оплачивает 18. То есть мужчина подкорректировал свой график оплат и продолжил получать бонусы.

Второе, что получаем от программы лояльности – лучшее понимание нашего клиента и его поведение. Это фишка для партнеров.

К примеру, подтверждается наше предположение относительно сезонности: зимой людей больше интересуют предложения от аптек и лабораторий. Когда начались отключения, пик покупки промокодов касался интернет-магазина YASNO shop, где можно было приобрести энергоэффективную технику, источники резервного питания. Кстати, в интернет-магазине YASNO украинцы потратили 1,3 млн. грн. скидками и приобрели с бонусами около 50% товаров.

Мы понимаем, что люди очень ревностно относятся к программе лояльности: следят за корректным начислением и списанием бонусов, накапливают определенные предложения. Таким образом используют максимум возможностей для извлечения выгоды.

Один из самых активных сегментов наших пользователей – это люди 50+. Это очень интересная категория, ведь они уже как минимум диджитализованы.

Здесь тоже есть история. Одному клиенту однажды мы не насчитали два бонуса, он обратился к нам, объяснил, что переплатил специально, чтобы получить необходимое количество бонусов. А ему они были нужны для покупки промокода в аптеку. Учли переплату, бонусы досчитали.

Что дальше

Один из самых главных векторов развития ВЛ – это взаимодействие с В2В-клиентами YASNO. У нас есть ряд вопросов от наших бизнес-клиентов – будет ли ПЛ распространяться и на них. Да, это в наших ближайших планах и мы хотим сделать это взаимодействие win-win: чтобы В2В-клиенты могли предлагать что-то для программы лояльности и всех ее пользователей.

Кроме реальной выгоды мы предлагаем брендовые бенефиты, создавая клуб критической инфраструктуры. Также мы поддерживаем программу Минэкономики "Сделано в Украине".

Я уверен, именно благодаря таким активностям мы можем формировать у людей образ нормального поставщика, среди услуг которого есть место и программе лояльности. Это принесет дивиденды не только посредством репутационных изменений, но и будет развивать общество, показывая ему недалекое будущее.