10 копеек до рекорда: почему в Украине дорожает бензин

Вслед за падением стоимости гривни к доллару на отечественных автозаправочных станциях "рванули" цены на топливо. Как будет развиваться ситуация для отечественных потребителей бензина с учетом нестабильности валютного курса?

В Украине начался ощутимый рост цен на светлые нефтепродукты. Так, по данным консалтинговой компании UPECO, за последнюю неделю стоимость 1 тонны дизельного топлива в крупнооптовом сегменте рынка возросла на 250 грн, до 10,49 тыс. грн/тонна, а для бензина марки А-95 — на 100-150 грн, до 12,7 тыс. грн/тонна. Что спровоцировало подорожание топлива и как это скажется на розничном рынке торговли нефтепродуктами?

Причину такой динамики стоимости топлива аналитики рынка видят в падении курса гривни к доллару. И хотя официальный курс Нацбанка Украины продолжает держаться на отметке 7,99 грн/$, на межбанке он достиг уже 8,9 грн/$. "Около 90% в розничной цене топлива приходится на валютную составляющую, ведь нефть и нефтепродукты мы покупаем за рубежом, а налоги, в частности акцизный сбор, установлены в евро", — отмечает Сергей Куюн, директор консалтинговой компании "А-95". Поскольку украинский "бензиновый" рынок импортозависим (по данным Министерства энергетики и угольной промышленности, потребление топлива в стране в 2013-м составило 9,93 млн тонн, из которых чуть менее 20% составила отечественная продукция) и все сети покупают бензины и "дизель" у зарубежных поставщиков, курсовые колебания не могли не отразиться на их стоимости, в первую очередь в оптовом сегменте.

С аналитиком соглашаются и представители заправочного бизнеса. По словам директора сети АЗС "Параллель" Елены Хилиенко, цены на закупку топлива напрямую связаны с изменением валютных курсов. "Большая доля закупок приходится на импортный продукт — Литву и Беларусь", — цитирует ее пресс-служба компании. В "Параллели" отмечают, что падение курса гривни на 0,1 пункт приводит к соответственному подорожанию нефтепродуктов в среднем на 0,08 грн.

Впрочем, розницу подорожание также уже затронуло. По данным UPECO, с прошлой недели цены на украинских АЗС повысились с 10,64 грн/л до 10,73 грн/л для А-95 и с 9,51 грн/л до 9,54 грн/л для дизельного топлива. При этом в Донецкой области цена на нефтепродукты оказалась самой высокой — 11,13 грн/л и 9,99 грн/л соответственно. По мнению аналитиков, подорожание продолжится. "Изменение курса с 8,0 до 8,8 гривни за доллар приводит к повышению себестоимости бензина на 60 коп./л, если же американская валюта подорожает до 9,4 грн, цены возрастут на 1 грн", — прогнозирует Куюн. По его словам, если ситуация на валютном рынке не изменится, такой рост произойдет в течение месяца; сейчас же подорожание затронуло только 30% автозаправочных станций.

Аналитик UPECO Александр Сиренко также придерживается мнения о перспективе значительного роста цен на бензин. "Колебания курса все еще продолжаются, значит, можно ожидать дальнейшей корректировки розничных цен. Судя по динамике изменений стоимости крупнооптовых партий, в 2014 году стоит ожидать очередного гривневого рекорда цен на бензин", — отмечает он. По словам Сиренко, в 2013-м максимальная цена на бензин небрендового А-95 составила 11,49 грн/л. При этом сегодня на АЗС сетей Shell, WOG и ОККО была зафиксирована стоимость на уровне 11,39-11,40 грн/л. По мнению аналитика UPECO, существует еще один механизм регуляции стоимости — государственный. "Вполне прогнозируемым шагом со стороны властей для снижения стоимости топлива является возможный созыв экспертно-аналитической группы при Министерстве энергетики и угольной промышленности, задачей которой будет разработка шагов по удержанию цен на нефтепродукты на приемлемом уровне", — говорит он.

Ситуацию на рынке, в теории, могли бы изменить отечественные производители топлива, чей "массовый" заход на украинский рынок планируется в текущем году — Одесский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), входящий в группу ВЕТЭК Сергея Курченко, и Лисичанский НПЗ, контролируемый госкорпорацией "Роснефть". В пресс-службе "Укртатнафты" (контролируется группой "Приват" Игоря Коломойского), которой принадлежит еще один отечественный производитель топлива — Кременчугский НПЗ — Delo.UA отметили, что пока не намерены повышать стоимость своего продукта, поскольку запасов нефти по старой цене для переработки здесь пока достаточно. Директор "А-95" придерживается того мнения, что в итоге подорожает и украинское топливо. "НПЗ перерабатывают преимущественно импортную нефть, которая будет "подвержена" курсу при закупке. Украинская нефть также привязана к внешнему рынку через валютный курс, поэтому не стоит ожидать коррекции стоимости топлива за счет отечественных НПЗ", — говорит он.

Однако аналитики отмечают, что катастрофы на рынке не случится. По мнению Сергея Куюна, есть ряд факторов, из-за которых рост цен будет несколько тормозиться. "Сейчас сложилась благоприятная конъюнктура внешнего рынка — цены там в последнее время не растут и даже несколько снизились. Кроме того, рынок сейчас находится в "мертвом сезоне", когда потребление упало до минимальных отметок , а трейдеры имеют большие запасы нефтепродуктов по старым ценам", — отмечает он. Поэтому повышение не будет стремительным даже при условии сохранения процессов роста валютного курса, резюмирует эксперт. Александр Сиренко при этом отмечает, что февраль — это прогнозируемый месяц снижения потребления топлива в стране, поэтому рост цен на нефтепродукты вряд ли существенно отразится на потреблении. При этом аналитик отмечает — прогнозировать поведение рынка сейчас довольно сложно, но опыт показывает, что любой скачок цен негативно отражается на потреблении бензинов.

Источник данных: оценка консалтинговой группы "А-95"