Что у НАБУ есть на частного поставщика топлива "Трейд Коммодити"

Детективы-антикоррупционщики провели второе громкое задержание за две недели. Почему на этот раз пришли к частному поставщику топлива с обвинением в растрате 150 млн гривень?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

На прошлой неделе Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) задержало двух чиновников Министерства обороны Игоря Павловского и Владимира Гулевича. Новая неделя началась с задержания Владимира Трофименко — инвестора "Трейд Коммодити", фаворита государственных тендеров на поставку топлива. Почему антикоррупционное ведомство занялось частным трейдером и чем это грозит "Укрзализныце"?

Успешный новичок

В апреле 2016 года Министерство обороны объявило тендер на закупку топлива в системе публичных закупок Prozorro. Объемы тендера впечатляли: 70,1 тыс. тонн различных видов топлива на 1,3 млрд грн: бензин, дизтопливо (летнее и зимнее) и топливо для реактивных двигателей.

Малоизвестная на тот момент ООО "Трейд Коммодити" выиграла 15 лотов, предложив топливо по более низкой цене в сравнении с конкурентами. Например, разница с "Вог Аеро Джет" по одному из лотов была 6 тыс. грн: "Трейд Коммодити" предложила 70,29 млн грн, а "Вог" — 70,296 млн грн.

Несмотря на выигранные торги и судя по судебному реестру, Минобороны и "Трейд Коммодити" сложно назвать успешными партнерами. Компания отказывалась отгружать топливо без повышения цены, пересмотров объемов, а порой и спецификации топлива. По отдельным лотам пересмотры контрактов доходили до четырех дополнительных соглашений, что неудивительно. В случае роста цен на рынке, Закон "О публичных закупках" разрешает повысить цену не более чем на 10%. У "Трейд Коммодити" рост составил в среднем 16% на лоте. В итоге два пересмотра касались цены, а третий — спецификации топлива.

По закону о закупках такие операции можно проводить с согласия заказчика, если стоимость контракта в итоге не увеличивается. Чтобы уложиться в бюджет тендера, объем закупки топлива уменьшился с 70,1 тыс. тонн до 61,55 тыс. тонн. Например, вместо 29 тыс. тонн дизеля класса 2 (можно использовать до -32 С) для Минобороны купили 25,19 тыс. тонн класса 1 (можно использовать до -26 С).

О тендере Минобороны в сентябре 2016 года написал директор "Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. По данным эксперта, вскоре после фиксации максимума цен в дополнительных договорах "Трейд Коммодити" с Минобороны цены на дизтопливо на украинском рынке начали снижаться, но договоров это не коснулось. По подсчетам Куюна, переплата ведомства своему поставщику составила свыше 100 млн грн.

Несмотря на публикацию и публичный резонанс, "Трейд Коммодити" выиграла 48 тендеров из 101, на которые подавала документы. Топливо у поставщика закупали "Укрзализныця", "Энергоатом", Мариупольский, Бердянский, Белгород-Днестровский морские порты и многие другие. Общая стоимость выигранных тендеров "Трейд Коммодити" стремится к 7 млрд грн. При этом, по данным системы YouControl, в 2016-м доход компании вырос почти в 5 раз, до 3,5 млрд грн, а чистая прибыль — более чем в 10 раз, почти до 70 млн грн.

Владимир Трофименко, который представился как инвестор "Трейд Коммодити", рассказал, что в 2016 год волонтеры, которые внедряли систему Prozorro в Минобороны, искали поставщиков топлива. Тогда Трофименко нашел "ребят в Каменском", для которых вместе с другими инвесторами нашел средства для закупок топлива и помог получить банковскую гарантию для участии в крупных тендерах.

Для сравнения, в 2015 году "Трейд Коммодити" выиграла тендеры на поставку топлива госкомпаниям на 37 млн грн, а в 2016 — на свыше 3 млрд грн. Трофименко успехи компании оценивает скептически: "Мы не спекулянты, мы не занимаемся тем, чтобы заработать $100-200 на тонне. У компании за прошлый год заработок — меньше 1% со всего оборота. 150 грн на тонне — хорошо, мы заработали деньги".

Тем не менее, столь успешную деятельность приостановило уголовное производство НАБУ о нанесении 149 млн грн убытков государственному бюджету.

Расследование по закупке Минобороны велось год — с сентября-2016. Уже 11 октября 2017 года Соломенский суд Киева избрал отправил под круглосуточный домашний арест заместителя министра Игоря Павловского и главу департамента госзакупок Владимира Гулевича. 16 октября детективы НАБУ задержали Владимира Трофименко, которого назвали фактическим собственником "Трейд Коммодити". Директора и основателя компании Вадима Майко ожидают увидеть в Украине в ближайшие дни. По словам Трофименко, Майко был в отпуске, когда стало известно о подозрениях НАБУ и не успел вернуться.

Инвесторы "Трейд Коммодити" Владимир Трофименко и Андрей Адамовский. Фото Сергея Чепинского.

До задержания Трофименко 16 октября он со вторым публичным инвестором "Трейд Коммодити" Андреем Адамовским успели провести пресс-конференцию, суть которой сводилась к попытке развеять сомнения в добросовестности компании в целом и прошлогоднего тендера для Минобороны в частности.

Трофименко предоставил копию письма от НАБУ от 28 сентября 2017 года, согласно которому у бюро "нет уголовных производств" в отношении уполномоченных лиц предприятия (по ст. 209 и 306, ч. 1-2 368-3, ч. 1-2 ст. 368-4, ст. 369 и 369-2, ст. 258-258-5. Однако, в НАБУ напомнили, в качестве свидетеля в криминальном производстве проходит В.Тиховлис.

Дешевое-дорогое топливо

Трофименко рассказал, что 95% поставляемого топлива — импортное (Средиземноморье, Беларусь). А собственное производство на нефтебазе в Каменском достигает 1000-3000 тонн в месяц.

Поэтому, в поставках компания ориентируется на европейские рынки нефтепродуктов и котировки Platts. Что касается прошлогоднего тендера Минобороны, то с момента победы на аукционе (19 апреля) и до подписания контракта (13-18 мая) цена Platts по дизтопливу выросла с $370,25 до $443,75, по бензину — с $460 до $512,25, а топливо для реактивных двигателей — с $385,25 до $451,5. К июню 2016 года "Трейд Коммодити" убедила чиновников Минобороны в необходимости повысить цены в среднем на 16%.

Не меньше половины времени пресс-конференции прошло в бурной дискуссии вокруг текста Куюна годичной давности: по мнению организаторов, расследование НАБУ базируется именно на его тексте. Подозрения инвесторов усиливает тот факт, что оценка потерь Минобороны у бюро и Куюна — 149 млн грн.

Инвесторы считают источником всех проблем компании расследование Куюна и происки конкурентов. Фото: Сергей Чепинский

Проблему "двойного" повышения цен для Минобороны комментирует адвокат компании Виталий Касько ("Васыль Кисиль и партнеры"). По словам адвоката, нюанс в том, что закон допускает повышение цены на 10%, но с разъяснительной документацией Министерства экономики это допустимо не раз. Поэтому "Трейд Коммодити" повышала цены в два этапа: первые дополнительные договора по лотам составили 8-10%, вторые — на 4-5%.

По словам Трофименко, рост цен обусловлен "неопытностью трейдера": он утверждает, что контракт "Трейд Коммодити" с Минобороны был первой настолько объемной поставкой, и трейдер попросту не захеджировал риски: подождал подписание договора, а затем — заказал весь объем топлива. При этом, на вопрос, у кого компания закупала такой объем топлива для Минобороны, Трофименко называет Coral (международный трейдер Coral Energy — ред.). По его словам, "поставки, как правило, идут через международных трейдеров", однако он признает, что "Трейд Коммодити" могла привлекать и украинских трейдеров. "Объем поставок был очень большой, а время поставок — очень ограничено", — говорит представитель "Трейд Коммодити".

Что касается расследования НАБУ, то, по словам Касько, уполномоченные организации подтвердили факт колебаний цены на топливо в 2016 году (Держзовнишинформ и Днепропетровская торгово-промышленная палата). В данном контексте, юрист "Трейд Коммодити" акцентирует внимание на том, что подписание дополнительных договоров происходило по взаимному согласию.

"По моему мнению, тут основное — согласие сторон. Того, кто хочет поднять, и того, кто предлагает поднять. Если, например, госпредприятие считает, что лучше приобрести по этой цене, чем огласить новый тендер и купить потом дороже, то это его риски", — заявил Касько. При этом адвокат добавил, что Министерство обороны, в данном случае, имело все возможности не подписывать эти дополнительные договора и выйти с новым тарифом.

Судя по выступлениям Касько, юристы компании будут пытаться вывести дело "Трейд Коммодити" в хозяйственную плоскость. К примеру, адвокат указывает, что если кому-то не нравится цена, по которой компания продавала Минобороны топливо, то с этим нужно идти в Хозяйственный суд, а не в НАБУ.

"Если кому-то в Минобороны не нравится повышение цены на данный момент, пожалуйста, обращайтесь в Хозяйственный суд, который, разобравшись, может обязать контрагента допоставить товар на соответствующую сумму. Однако, этого никто не делает. Если вы скажете о том, что Министерство обороны не хочет этого делать (якобы оно заинтересовано в этом), то такое право имеет прокурор и НАБУ. И так они сделали в делах с другим нефтетрейдером", — рассказал Касько журналисту Delo.UA.

Гроза миновала?

Получится ли на этот раз у НАБУ в суде или хотя бы своим коллегам из САП доказать растрату средств Минобороны и завышенные цены поставок топлива — неизвестно. Но даже президент Петр Порошенко высказывался о недопустимости воровства на армейских нуждах и обещал "отрубать ворам руки".

Впрочем, пока суд отпустил под домашний арест тендерщиков из Минобороны Павловского и Гулевича. А Павловского вообще был готов взять на поруки замсекретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Олег Гладковский.

Пока же проблемы грозят скорее нынешним покупателям "Трейд Коммодити". По словам директора по коммуникациям "Трейд Коммодити" Романа Могилы, в случае блокирования счетов компании под угрозой срыва поставки для "Укрзализныци" и Минобороны на 800 млн грн. Ведь в июле-сентябре 2017 года трейдер выиграл очередные восемь тендеров.