Представители дилерской сети «ВиДи Авто Менеджмент Групп» не раз заявляли о том, что в ближайшие планы компании входит строительство трех автогородков: «ВиДи Автосити Кольцевая», «ВиДи Автосити Борисполь» и «ВиДи Автосити Одесса». На каком этапе реализации находятся эти проекты?
Что касается строительства автогородка «ВиДи Автосити Кольцевая», мы выполнили свои планы процентов на 80. В Одессе в январе 2008 года мы открыли официальный автосалон Toyota. В мае в этом же городе начал работу наш дилерский центр Honda.
Начали строительство и «ВиДи Автосити Борисполь». На данном этапе мы имеем протоколы, подписанные с рядом импортеров, приобрели земельный участок, провели коммуникации, получили разрешение на строительство и начали строить фундаменты. Но сейчас, конечно, эти планы пришлось корректировать.
Сегодня мы достраиваем лишь те объекты, доля готовности которых составляет не менее 75%. Это значит, что в этом году мы планируем завершить строительство «ВиДи Автосити Кольцевая», а реализация остальных двух проектов будет возобновлена сразу же после начала стабилизации экономической ситуации в Украине.
Для автотрейдеров первоочередной проблемой является отсутствие потребительского кредитования. Насколько снизилось количество автомобилей, продаваемых в кредит через салоны «ВиДи Авто Менеджмент Групп»?
В первой половине 2008 года в кредит продавалось до 50% автомобилей. По итогам IV квартала этот показатель упал где-то до 15%. А в этом году он составляет 4-5%.
Хотя, я считаю, в том, что произошло, нет ничего удивительного. Ситуация, которая сложилась в сфере розничного банковского кредитования в Украине, практически не имела аналогов в мире. У нас можно было приобрести относительно дорогой автомобиль в кредит с нулевым первоначальным взносом и без справки о доходах. При этом идеи таких программ — это была инициатива банков. Конечно, справедливости ради стоит сказать, что и дилеры их в этом поддерживали. На наш взгляд, не совсем здоровая ситуация, когда человек мог купить новую Toyota Camry или Prado с нулевым первоначальным взносом и без справки о доходах. В итоге это привело к тому, что люди утратили способность адекватно оценивать свои возможности.
Можно ли сказать, что сегодня ситуация с кредитованием меняется в лучшую или худшую сторону?
Сегодня можно сказать, что кредитование возобновляется. По результатам I квартала этого года в кредит продано 5% автомобилей. Хотя назвать это оживлением сложно. Но был период, приблизительно месяца полтора, когда кредиты не выдавались вообще.
С падением продаж новых авто дилеры все больше внимания обращают на продажу подержанных. Ваша компания развивает это направление?
Безусловно. В автогородке «ВиДи Автосити Кольцевая» расположен подземный паркинг общей площадью свыше 10 тысяч квадратных метров. Это выставочная площадь под продажу подержанных автомобилей. В 2009 году мы планируем разместить там 500 авто. Для сравнения скажу: на Столичном авторынке расположено около тысячи авто под открытым небом. У нас же 500 будет в шоу-руме. Мы также готовим интернет-портал, через который будут продаваться автомобили с пробегом.
В ноябре прошлого года гендиректор «Ниссан Мотор Украина» в интервью «ДЕЛУ» сказал, что строительство концептуального дилерского центра Nissan в среднем обходится в 1-5 миллионов долларов. По крайней мере такая цена была до начала кризиса. Во сколько строительство автоцентров для Nissan обходится вам?
В принципе, за 5 миллионов долларов концептуальный салон построить можно. Но не в Киеве. И это цена непосредственно строительства, без учета стоимости земельного участка, на котором расположен автоцентр, и стоимости оборудования для сервиса. Чтобы говорить о ценах с учетом тех проектов, которые уже реализованы, давайте вернемся в докризисное время.
Прежде всего, для того чтобы построить салон, нужно купить земельный участок площадью не менее одного гектара. Гектар земли в прошлом году в Киеве стоил от 4 миллионов долларов. А ближе к центру это 10-15 миллионов. Потом, для того чтобы разработать проект, построить дилерский центр, приобрести и смонтировать все необходимое оборудование и так далее, нужно еще около 10-15 миллионов долларов. Это с учетом всех разрешений и согласовательной документации, а также подключением к инженерным сетям.
А есть ли принципиальная разница в цене концептуального салона для автомобилей среднего и премиум-класса, к примеру, таких автомобилей, как Lexus?
Если брать расчет на один квадратный метр, то строительство дилерского центра для автомобилей премиум-класса обходится на 15-20% дороже, чем для авто среднего ценового сегмента.
Сегодня «ВиДи Групп» — только дилер. Почему вы не ставили перед собой цель быть импортером?
Для того чтобы решить, как нам развивать наш бизнес в Украине, топ-менеджмент «ВиДи Авто Менеджмент Групп» поехал посмотреть, как это делается в Америке и Европе. И мы пришли к однозначному выводу: с ростом объема продаж рано или поздно на локальный рынок приходит официальное представительство завода-производителя.
Дилерский же бизнес в этом плане стабильный. Если соблюдаются все стандарты бренда по строительству концептуальных дилерских центров, то никто не лишит дилера его бизнеса. Поэтому мы и приняли решение инвестировать именно в развитие дилерской сети. Сегодня перед нами стоит цель — войти в топ-25 европейских мультибрендовых дилерских холдингов.
Вы сказали о том, что при высоких объемах продаж дочернее предприятие завода-производителя выходит на рынок импортера. Но, к примеру, продажи таких автомобилей, как Honda, в Украине относительно невысокие. Тем не менее в Украине работает компания «Хонда Украина». Почему, по вашему мнению, японская компания решила выйти на наш рынок?
Структура украинского рынка очень специфична. С 1998-го по 2008 год действовал закон о стимулировании производства автомобилей в Украине. Это привело к монополии одного-двух производителей, чего нет ни в одной европейской стране.
В 2008 году закон прекратил свое действие и структура авторынка начала приобретать цивилизованные очертания. Компании, каждая по-своему, начали готовиться к тому, чтобы занять нишу на рынке Украины. Этим и объясняется выход на украинский рынок дочерних компаний таких производителей, как Honda.
Когда в Украине только появляются дочерние предприятия производителей, в России уже давно строятся заводы мировых автоконцернов. Как вы думаете, почему подобное не происходит у нас?
По российскому законодательству, чтобы получить льготы по уплате ввозной пошлины, нужно сделать определенные инвестиции и организовать в стране мелкоузловую сборку. Таким образом, существует механизм защиты инвестиций в полномасштабное производство автомобилей: выгоднее производить автомобили в стране и получить льготы в налогообложении, чем импортировать автомобили. И как результат там уже мировыми автомобильными корпорациями построено более 10 заводов. А у нас пока ни одного.
Вы заявили, что компания «ВиДи Групп» планирует войти в топ-25 дилеров Европы. Получается, что вы собираетесь выходить на рынки других стран. Как вы смотрите на проблему конкуренции в данном случае? Ведь бренды, которые вы представляете в Украине, естественно, уже кем-то представлены в других странах.
Это тема для отдельного разговора. Но если говорить глобально, то в этом случае выход на рынки других стран имеет смысл рассматривать через покупку уже имеющихся дилерских центров.
Если мы уже заговорили о потенциальной покупке дилерских сетей, то во сколько бы вы оценили автомобильный бизнес «ВиДи Групп»?
Существует несколько методов оценки. Если говорить с точки зрения затратного метода, то инвестиции, которые были уже сделаны нами в дилерскую сеть, превышают 100 миллионов долларов. Инвестиции, которые мы планировали сделать до конца этого года, составляют около 300 миллионов долларов. Но, сейчас, конечно, мы эти планы корректируем с точки зрения временной перспективы их реализации.
Если же оценивать наш бизнес с точки зрения доходности, то в прошлом году мы выходили на стоимость нашего бизнеса в 150-200 миллионов долларов. А по нашему замыслу, после реализации проектов по строительству трех городков наша компания должна была стоить около миллиарда.
Еще интервью:
Леонид Кравчук: Для Медведчука мало стать депутатом
Игорь Франчук: Я готов финансировать политический проект Яценюка
Инвесторы теряют интерес к добыче нефти и газа по совместным проектам