НБУ курс:

USD

41,25

+0,03

EUR

45,71

--0,44

Наличный курс:

USD

41,50

41,42

EUR

46,15

46,00

Суровый газовый режим

Каким должен быть фискальный режим по добыче газа и когда Украина сможет обойтись без импорта энергоносителей
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

Фискальный режим, который сейчас применяется в разведке и добыче нефти и газа в Украине, считается одним из самых непривлекательных среди большинства мировых стран.

Компании и так берут на себя большие риски, инвестируя капитал и начиная свой бизнес в Украине, а государство постоянно наращивает ренту за пользования недрами. Это утверждение было корректно даже до введения нового фискального режима в 2014 году. Тогда рента была увеличена до 70% для некоторых компаний. Даже обсуждаемый сейчас проект закона №2835, который прошел первое слушание в Верховной Раде, может вернуть фискальный режим лишь к уровню начала прошлого года. Но это будет не победа, а скорее стояние на месте. Потому что возврат к старым условиям кардинально не меняет ситуацию. Украина остается весьма непривлекательным местом для крупных инвестиций. И потому теряет даже надежду увеличение добычи собственного газа.

И главной структурной проблемой остается фискальная политика, несмотря даже на высокие политические риски и военный конфликт на востоке страны. В идеале фискальный режим разрабатывается с двумя целями: максимально нарастить добычу собственных нефти и газа и надлежащим образом отразить и компенсировать тот уровень рисков, которые будут нести компании, если начнут бурить в вашей стране. У вас ни одна из этих целей не учитывалась при составлении газовой стратегии. Это заметно даже из-за границы любому кто разбирается в энергетическом секторе.

Во-первых, как можно говорить о максимальных темпах добычи, особенно со стороны частных инвесторов, если даже старт бурения означает постоянную потерю денег. К примеру, мы подсчитали, что на каждый доллар, вложенный в бурение в глубоководных областях шельфа Украины, инвесторы могут получить $ 1,07. А от проектов на мелководье — $1,15. Этот показатель ниже, чем в среднем по ряду соседних с вами стран — $1,17.

Конечно, доходность отдельных наземных проектов является более привлекательной для некоторых инвесторов. Но она не может раскрыть потенциала всех месторождений, так как вкладывать деньги в сложные и капиталоемкие проекты все равно невыгодно. А все потому, что их коммерческая привлекательность очень сомнительна при действующем налоговом режиме.

Государственная политика также не отражает уровень рисков и их распределение между государством и инвесторами. Это означает, что режим разработан таким образом, чтобы украинское государство получило как можно больше с доходов компании на ранней стадии проекта. А инвесторы, которые только выходят на рынок, особенно уязвимы к изменениям цен на сырьевые товары. Мы подсчитали, что украинское государство снижает свои прибыли до половины всех доходов лишь после того, когда газовое месторождение исчерпано уже на четверть. До этого выплаты намного выше. Это отражает скоротечность политики вашего государства и отсутствие серьезных намерений развивать отечественное производство газа в партнерстве с частными инвесторами.

По моему мнению, на базовом уровне фискальный режим следует системно реформировать. И речь тут идет не только о снижении или повышении некоторых налогов и отчислений, которые происходят под давлением рынка, политической ситуации в стране или просто популизма вашего правительства. В первую очередь налоговый режим должен быть менее регрессивным. Мне кажется идеальной схема с небольшой ставкой ренты (10-20%) в сочетании с налогами на прибыль. Это будет достаточно честно по отношению к инвесторам, и не будет заставлять их сворачивать свой бизнес в вашей стране. Для больших и сложных проектов нужно вводить индивидуальные режимы налогообложения в рамках соглашений о разделе продукции.

В последние годы ваши чиновники увлеклись прибылями и забыли, что Украина имеет достаточно энергетических ресурсов, чтобы удовлетворить все потребление, по крайней мере на 30-75 лет. Но это требует гигантских инвестиций — мы определили, что нужно инвестировать $7-10 млрд в год до 2030-го. И только тогда отечественное производство газа сможет удовлетворить все потребности Украины. Вы сможете забыть об импорте. Это очень серьезная инвестиционная программа, которая требует не только капитала, но технического и институционального потенциала. Не последним фактором должна стать военная безопасность и политическая стабильность в стране.