НБУ курс:

USD

41,40

+0,11

EUR

45,14

+0,17

Наличный курс:

USD

41,65

41,59

EUR

45,45

45,30

Кризис не оставил времени на раздумья

Сергей Бойко, президент компании «Воля», рассказал, почему они ускоряют внедрении новых технологий и услуг и как собираются оптимизировать свои расходы в 2009 году

Бойко, президент компании «Воля», рассказал, почему они ускоряют внедрении новых технологий и услуг и как собираются оптимизировать свои расходы в 2009 году.

Что происходит сейчас на рынке телекоммуникаций, как повлиял на него кризис?

Одна из основных тенденций в этом году — продолжающийся процесс конвергенции технологий. С одной стороны, это объективный процесс, который наметился еще 5-7 лет назад, с другой — кризис повлиял на него как катализатор. Внедрение тех или иных новых услуг, которое планировалось в среднесрочной перспективе, компании вынуждены сегодня произвести как можно быстрее, поскольку времени на то, чтобы накопить достаточно средств для их запуска, уже просто нет. С другой стороны, все понимают, что предоставление услуг, за которые абоненты готовы платить — это сейчас единственный способ возврата кредитных и инвестиционных ресурсов. Капитальные затраты операторов телекоммуникационного рынка так или иначе привязаны к валюте, точнее, к ценам в иностранной валюте. И изменения в валютном курсе гривни привели к существенному росту этих затрат. Единственный способ оправдать возросшие капзатраты — изыскать любые резервы для того чтобы как можно быстрее внедрить те дополнительные сервисы и услуги, которые ранее предполагалось запус
кать в 2010-2011 годах для получения дополнительного дохода.
Каков ваш прогноз рынка на 2009 год?

Номинально выручка компаний будет расти, но этот рост направлен на то, чтобы компенсировать возросшую себестоимость услуг. С точки зрения реальных доходов роста не будет. Если инфляция сохранится на уровне января-февраля, то к сентябрю-октябрю она достигнет 15%. Именно таким будет падение реального дохода по всей отрасли, если компании не будут менять ценовую политику.

Что изменилось в ваших отношениях с вендорами?

Для телекоммуникационного  рынка весомой является доля так называемых долларозависимых затрат — начиная от оборудования и материалов для построения и обслуживания сетей и заканчивая прямыми переменными затратами. В случае высокоскоростного доступа к Интернету это стоимость внешнего канала, применительно к  услугам доступа к телепрограммам — лицензионные отчисления.

С некоторыми поставщиками нам удалось достичь определенных компромиссов относительно разделения валютных рисков, соответственно не увеличивать цену в долларах или евро. Другие согласились пойти на привязку долларовых цен к курсу НБУ, а не к межбанковскому курсу. В любом случае цены (и соответственно себестоимость для нас) выросли более чем на 30%, но все же не на 46%, как это было бы в соответствии с фактическим падением гривни по межбанковскому курсу.

Аналогичная ситуация и с правообладателями, чьи пакеты телепрограмм мы ретранслируем.  Некоторые крупные компании посчитали, что имеют известное имя и прочные рыночные позиции в мире, достаточные, чтобы не реагировать на изменения, происходящие в Украине, которая является для них всего лишь одним из локальных рынков. Но с абсолютным большинством правообладателей нам удалось найти компромиссные решения в плане распределения курсовых разниц или как минимум снижения цены в валюте. 

Во что вы намерены инвестировать в этом году?

В первую очередь в наши телекоммуникационные сети, в оборудование и материалы. Капитальные вложения сегодня позволят нам сократить операционные затраты в будущем, ведь чем старее сеть, тем больше затраты на ее поддержку. Поэтому модернизация существующих и строительство новых линий связи — приоритетное направление наших инвестиций. Второе направление — технологии. В этом году мы планируем продолжить переход с аналогового на цифровое телевидение, в частности, в Харькове, Львове, Севастополе и Полтаве. И естественно, мы продолжаем инвестировать в повышение качества обслуживания. Имеется в виду внедрение новых сервисов для абонентов, интерактивное управление услугами, оперативность реагирования на запросы клиентов.

Недавно вы объявили о начале внедрения технологии DOCSIS 3.0. Что она даст абонентам?

Это технология передачи данных по коаксиальному кабелю, которая теоретически обеспечивает доступ к Интернету на скорости до 256 мегабит в секунду. На практике при тестировании мы зафиксировали скорость доступа на уровне 150-180 мегабит в секунду. Но переходить на  DOCSIS 3.0 мы начнем не ранее  второго полугодия 2009 года. Сейчас изучаем клиентский спрос, чтобы сформировать предложение.

А на чем вы будете экономить в этом году? Известно, что на протяжении 2008 года «Воля» уже провела масштабную работу по оптимизации затрат.

Мы действительно сэкономили на всем, на чем только было можно, но продолжаем отслеживать рыночные изменения по влияющим на себестоимость факторам. На-пример, мы добились снижения стоимости арендуемых под наше оборудование помещений и планируем пересматривать арендную плату ежеквартально, поскольку тенденции к ее снижению сохраняются. Внедрение технологий автоматизации позволяет нам высвобождать часть используемого оборудования, сокращать энергопотребление. Также мы продолжаем работать над повышением эффективности труда персонала.

Не так давно Киевский городской совет утвердил методику расчета арендной платы, против которой выступили телекоммуникационные компании, работающие в Киеве. Какова ситуация вокруг этого вопроса на сегодняшний день?

Решение Киеврады не вступило в действие, поскольку большая часть провайдеров телекоммуникационных услуг высказала жесткий протест относительно внедрения такого «налога на воздух». На сегодняшний день взаимоотношения между владельцами того или иного имущества и провайдерами регулируются договорными отношениями, в том числе существующими методиками расчета аренды государственного и коммунального имущества, утвержденными постановлениями КМУ. Любые «новации» в этом вопросе, с одной стороны, незаконны, ведь, кроме всего прочего, внедрение «налога» именно на кабельные сети подразумевает искусственное создание преимуществ для беспроводных технологий, что запрещено законодательством Украины. С другой стороны (и это, пожалуй, самое  главное), такие «новации» необоснованны, т.е. являются попыткой компенсировать огрехи неграмотного менеджмента за чужой счет, точнее, за счет потребителей. Вместо этого Киевраде правильнее было бы начинать с сокращения неэффективных затрат, где можно «найти» куда более значительные суммы денег.

Но, принимая это решение, Киеврада вряд ли преследовала именно такую цель…

Мне трудно сказать, какую цель преследовала Киеврада. Если говорить о регулировании, то для начала, как мне кажется, нужно было бы поставить всех провайдеров в равные условия. Кстати, если следовать логике, то сюда же необходимо приравнять  и «Киевэнерго», чтобы они платили «за место размещения электросети» в домах, «Киевводоканал» и т.д.

Нелишним было бы как минимум провести инвентаризацию существующих отношений. Например, наша компания имеет сейчас договоры со всеми балансодержателями домов, и у меня есть глубокие сомнения, что все — начиная с крупных операторов (для примера — «Укртелеком») и  сотни и тысячи операторов/провайдеров телекоммуникаций  поменьше — платили  хоть по каким-то  договорам.

Но в любом случае установление новых платежей скажется на цене для потребителей. И я считаю, что сейчас это просто очень и очень чувствительный вопрос, который подымать необходимо только в самую последнюю очередь, по аналогии с тем, что сделали мы — сначала сократив и сэкономив все слабоэффективные затраты и ужавшись  в расходах.

Можно сказать, что вы при-способились работать в условиях экономического кризиса?

Одним из принципов компании «Воля» является инновационный подход. Он выражается в том, что мы приветствуем любые изменения. Измениться самим, для того чтобы принять изменения, происходящие в мире, не-

просто. Но это проще, чем изменить мир. Я думаю, что это хорошая стратегия для успешной компании, каковой является «Воля». Поэтому стабильность (в той или иной степени), которая сейчас наблюдается в различных отраслях Украины, складывается из заранее продуманных стратегий отдельных компаний, руководители которых знают, что они должны делать.

Что для вас означает «антикризисный менеджмент»?

Он почти ничем не отличается от «докризисного»: предвидеть, что потребуется завтра, и готовиться к этому сегодня. Антикризисный менеджмент отличается только временем, которым ты располагаешь для реализации решений. Сегодня необходимо не только готовиться, но и внедрять то, что нужно будет завтра. Во время кризиса этого времени просто нет — решения приходится принимать ежесекундно.

Тарас АНТИПОВ
специально для