НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,20

42,15

EUR

44,19

44,00

Блокчейн поможет нам сделать управление городом прозрачным — координатор Kyiv Smart City

Директор департамента коммуникационно-информационных технологий КГГА об электронном билете, Wi-Fi в метро, карточке киевлянина и блокчейне

Координатор проекта Kiev Smart City Юрий Назаров в эксклюзивном интервью Delo.UA рассказал о том, как развивается проект "умного города" в столице, и дальнейших планах по развитию информационных технологий

Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте S mart city. Что он включает в себя? И чем он может быть полезен для простого жителя Киева?

Как вы знаете, Smart-city дословно переводится как "умный город". Это понятие содержит в себе, с одной стороны, видение по построению современного города, с другой — использование современных технологий для предоставления информации и сервисов для граждан, а также для оптимизации работы города.

Города развиваются, количество населения увеличивается, и постоянно перед властью возникают новые задачи в части обеспечения этих людей транспортом, вывозом мусора, освещения и т.д.

Современными городами без использования информационных технологий в принципе управлять невозможно.

Необходимо понимать куда какой транспорт поехал, сколько вывезено мусора, сколько перевезено пассажиров и так далее. Если говорить вообще об областях, в которых применяется IT в городе, то первое — это информационные сервисы для граждан: информация о городе, открытые данные, что происходит, сколько денег тратится, сколько закупается товаров и услуг.  Например, проект бюджет участия, который дает возможность гражданам  принимать непосредственное участие в распределении бюджетных средств города. Также важно отметить это электронные услуги, как например: запись на прием к врачу, в детский садик.

Следующий блок — это блок вовлеченности граждан в жизнь города — проекты электронной демократии. Это электронные петиции, когда жители могут подать петицию о решении какого-либо вопроса или проблемы. Если петиция соберет 10 тыс. подписей, то киевская власть должна ее реализовать. Идея такая, что, используя этот инструмент, у жителей появляется возможность влиять на власть и влиять на жизнь в городе.

Еще один из таких инструментов влияния граждан — это "служба мэра" 1551 — call-центр, куда вы можете позвонить, рассказать о какой-то проблеме и ответственные структуры обязаны отработать вашу заявку. Все это составляющие Smart city.

Фото: Э. Солдатова

Вы упомянули о бюджете участия. А можете подробнее рассказать, как это работает?

У нас была задача дать людям возможность тратить деньги именно на то, на что они хотят. Так родился проект "Бюджет участия". Понятно, что это не мы придумали — это придумано уже давно. В прошлом году было выделено 50 млн грн на проекты, которые предлагают жители. Это могут быть самые разные проекты — ремонт придомовой территории, строительство спортивной площадки, строительство скалолазальной стены, Wi-Fi на Соломенской площади.

Какой алгоритм получения средств победителями?

Есть общий бюджет — 50 млн грн. При этом проектов на конкурс подается на гораздо большую сумму. В прошлом году было подано проектов примерно на 300 млн. После старта конкурса идет голосование за проект. Для тех проектов, которые победили и примут участие в распределении этих 50 млн назначается ответственный департамент в КГГА в зависимости от сферы деятельности. Допустим, то, что касается Wi-Fi — это сфера ответственности моего департамента, то, что касается ремонта площадок — это сфера ответственности ЖКХ-департамента, то, что касается ремонта в школе — это департамент образования.

Под каждый конкретный проект выделяется финансирование. Причем ранее сумма была до 1 млн грн, а на 2018 год увеличили до 2 млн грн на один проект и, соответственно, общая сумма финансирования составила уже 150 млн. грн. У участника-победителя есть возможность контролировать ход подготовки тендерной документации, ход проведения торгов и ход реализации проекта.

Каким образом он может контролировать?

Он может приходить на заседания, имеет право требовать с нас те документы, которые мы готовим и так далее. То есть полностью контролировать ход выполнения проекта.

А какие дедлайны по реализации проектов? Допустим, когда будут реализованы те проекты, которые победили в 2017 году?

Уже началась реализация. На сегодня реализовано уже 49 проектов прошлого года (из 62). В этом году должен быть реализован 141 проект. Их реализация уже начата и должна быть закончена до конца года.

В целом сумма, выделяемая на этот проект в Киеве больше, чем по всем остальным городам Украины, и мы планируем и дальше увеличивать эту сумму по мере необходимости.

До скольки, например?

Я вам скажу на примере наших коллег из Северной Европы — Швеция, Дания, Норвегия. Там на "бюджет участия" выделяют до 30% от бюджета города. Мы сейчас двигаемся в сторону разграничения стоимости проектов — проект квартального масштаба, районного или городского. Хочу обратить внимание, что в этом году голосовали за проекты "бюджета участия" 134 тыс. киевлян.

Вы привели в пример Северную Европу. А какой город ваш департамент выбрал для себя в качестве эталона?

У нас нет одного конкретного эталона. Если смотреть на проект "открытый бюджет", то это Бостон, проект электронной демократии — это больше Монреаль и Ванкувер как города, где наиболее развита демократия вообще.

Что касается управления транспортом — электронный билет, диспетчеризация, то для нас показательны Барселона и Лондон, а также Таллинн и Сеул. В плане безопасности — это Лондон, Сингапур и Тель-Авив. То, что касается развития инновационной среды в части развития стартапов — это Амстердам.

А что из этого уже было внедрено в Киеве? Или планируется в ближайшее время? Например, уже три года анонсируется запуск электронного билета.

Сейчас электронный билет в Киеве есть, но он действует пока только в метро и на скоростном трамвае. В августе прошлого года состоялся тендер на закупку оборудования для наземного транспорта. У нас около 1,5 тыс. единиц наземного транспорта: автобусы, троллейбусы, трамваи. На данный момент уже поставлено 530 комплектов оборудования. В комплект входит бортовой компьютер, который ставится на каждом автобусе или троллейбусе, и на каждую дверь ставится считывающее устройство, так называемый валидатор. Ещё 970 комплектов будет доставлено в ближайшее время. Начать тестирование системы планируем к середине июля. И к осени мы планируем запустить в эксплуатацию.

А во сколько этот проект обойдется городу?

Сумма договора составляет 365 млн грн. за 1,5 тыс. комплектов оборудования, 300 считывающих устройств для контролеров и программное обеспечение. Также сюда входят услуги по монтажу и внедрению.

А как электронный билет будет работать? Как его можно будет купить? Останется ли альтернатива электронному билету? Если человеку нужна только разовая поездка, какой для него будет выход?

У пассажиров будет возможность оплатить проезд обычной бесконтактной карточкой, бесконтактной платежной картой, QR-кодом со своего смартфона. Купить карту можно будет на станциях метрополитена, в ЦНАПах и мы планируем закупать терминалы.

Кроме того, карточки будут продаваться через абсолютно разные сети, те же киоски "Пресса".

Как стартовые пакеты мобильных операторов. Мы также планируем отдать это в рынок, дать пассажирам возможность купить везде, где есть возможность. Кроме того, мы планируем сделать кабинет пользователя, где пассажир сможет определять тариф — месячный проезд, квартальный или годовой. Одноразовый билет тоже будет возможность купить, он будет бумажным и будет печататься в тех же терминалах.

Будут ли устанавливаться терминалы на остановках? Сейчас проблематично купить на остановках билеты.

Да, на остановках будем ставить.

Введение электронного билета повлияет на стоимость проезда?

Этот вопрос сейчас в стадии обсуждения. Однозначно мы планируем сделать для киевлян, которые пользуются картой киевлянина, билеты дешевле.

Сколько сейчас уже выдано таких карт?

Около 700 тыс. Карточку киевлянина имеет право получить человек, который зарегистрирован в Киеве, или человек, который работает в Киеве.

Кстати, а кто ведет учет этих карт? Известны истории о "мертвых душах", когда родственники умершего человека продолжают бесплатно ездить в общественном транспорте. Как это вообще контролируется?

Сейчас это контролируется непосредственно человеком. Если человек умирает, то родственники должны аннулировать карту. Над этим сейчас тоже активно работаем.

Если вернуться к финансовому вопросу, то насколько может подорожать проезд в общественном транспорте при введении электронного билета?

Введение электронного билета само по себе не подразумевает подорожания. Но сейчас у нас идет активное обсуждение о повышении тарифов на проезд. Это два параллельных процесса.

Тарифы могут вырасти еще в этом году? На сколько?

Я не могу пока сказать конкретно по срокам, но  повышение будет.

Фото: Э. Солдатова

Вы говорили, что для вас эталон в транспортной сфере — это Таллинн. Там жители города бесплатно ездят в общественном транспорте.

Я имел ввиду как эталон в части технической реализации. Если говорить о Киеве, то проезд для тех, у кого уже есть карта киевлянина будет на 5-10% дешевле.

Если проезд подорожает, можно ли ожидать улучшения качества услуг? Сейчас, например, в транспорте появился анонс запуска Wi- Fi, но сама сеть пока не работает…

Скоро заработает.

Ранее также анонсировалось, что бесплатный Wi-Fi будет на нескольких площадях Киева. Этот проект развивается?

Сейчас у нас Wi-Fi работает на 7 основных туристических локациях — это Софийская, Михайловская, Почтовая, Контрактовая площади, Андреевский спуск, Фуникулер, а также в парке Шевченко.

А по поводу Wi- Fi в метрополитене. Как будут дальше развиваться события с учетом, что с предыдущим инвестором договор был разорван?

Да, мы разорвали договор с инвестором. Успели сделать 12 станций метрополитена.

И что будет теперь?

Мы будем проводить новый конкурс. Думаю, в течение месяца объявим.

А какие гарантии, что и следующий инвестор не провалит проект?

Мы будем требовать банковскую гарантию, требовать доказательства, что у них реально есть деньги на реализацию проекта.

Какую бизнес-модель город может предложить такому инвестору по метро Wi-Fi? Или это тоже будет социальный проект?

Прошлый инвестор видел выгоды в части размещения рекламы. Сейчас уже есть четыре потенциальных инвестора, которые заявляют, что готовы развивать этот проект. Думаю, в апреле пройдет тендер и тогда все станет ясно.

Конкурс будет проходить через инвестиционное агентство?

Да, через КИА. Задача нашего департамента подготовить технические требования, а их задача уже подготовить все остальные требования и провести сам тендер.

Еще ранее анонсировался такой проект как "Кабинет киевлянина". Когда он реально заработает и что это даст жителям города?

Через две недели мы планируем его запустить в тестовую эксплуатацию, и к маю уже будет полноценный запуск. Это, по сути, будет единая точка входа ко всем сервисам, которые возможны для жителя города. Сейчас пользователи контактного центра, сайта петиций, "бюджета участия" имеют свои отдельные кабинеты с разными логинами-паролями. Мы делаем единую точку входа, единый кабинет, в который можно зайти и получить все сервисы: оплата услуг ЖКХ, покупка электронного билета, подача петиции, запись в детский садик, запись на прием к врачу и тому подобное.

  Как будет происходить идентификация на портале?

 Идентификация будет происходить или по карте киевлянина, или по BankID, или по ЭЦП.

  Во сколько обошелся городу запуск такого портала?

 Около 2,5 млн грн.

Хотелось бы поговорить об еще одном проекте S mart city. В Киеве в прошлом году было установлено 5 тыс. камер и до конца года установят еще 3 тысячи. Во сколько это проект обходится городу? Где хранится информация с камер, какие структуры ее используют и каким образом?

У нас построено облачное ядро системы видеонаблюдения на нашем городском дата-центре. Туда поступают все данные со всех камер, они там обрабатываются и хранятся. Среднее время хранения видеоархива — около месяца. С этой системой работают пользователи, которые решают различные задачи. Все задачи мы делим на три части. Первая — это безопасность. Здесь пользователями являются Нацполиция, СБУ, Патрульная полиция, НАБУ, прокуратура. В общем, специальные службы и силовые органы. Всего около 30 пользователей.

Вторая задача, которую решают камеры — контроль работы коммунальных служб. Это "Киевавтодор", "Киевдорсервис" и районные администрации.

Через мониторинговые залы они могут контролировать, как идет уборка снега, уборка мусора, ремонт дорог и так далее.

Третья задача — это управление транспортом. У нас есть камеры, которые контролируют поток транспорта.

Датчики GPS сейчас стоят на всем общественном транспорте?

Да, GPS стоят на всем муниципальном пассажирском транспорте — 1,5 тыс. единиц, и на снегоуборочной технике — это около 500 единиц.

Как контролировать маршрутки?

Маршрутки еще никак не контролируются. Сейчас мы только начинаем подключать частных перевозчиков для того, чтобы анализировать движение их транспорта, маршруты.

Если вернуться к вопросу камер видеонаблюдения. Сколько будет стоить доустановка еще 3 тыс. камер?

Примерно 50-60 млн грн.

Недавно вы анонсировали, что в городскую инфраструктуру планируется внедрять технологию блокчейн. Это просто модное слово, которое сейчас у всех на слуху, или есть какие-то конкретные планы?

Нет, это не модное слово, в этом есть потребность. Например, онлайн-запись в детский садик. Нас часто обвиняют, что киевские власти мошенничают с очередью, так как иногда ребенок может быть в очереди 70-м, а через неделю уже 76. Важно учитывать нюансы, которые не видны — например, льготники, особенно дети участников АТО, которые принимаются без очереди. Но это все людям не видно, и поэтому идут обвинения. И именно блокчейн поможет сделать эту процедуру прозрачной, чтобы все были уверены, что киевская власть не манипулирует этими данными.

Этот проект будет реализован при поддержке бизнеса, мы правильно понимаем?

Да, с бизнесом. У нас есть разработчик онлайн-системы очереди в детский сад, есть несколько потенциальных компаний, которые профессионально блокчейном занимаются.

В дальнейшем мы это можем внедрить и на системах коммунальной собственности, которые управляют землей, архитектурой и так далее. То есть это не модное слово, а сегодняшний вызов.

  Уже понятно, сколько это будет стоить?

Нет, пока нет. Это пока на уровне идеи и обсуждений с заинтересованными сторонами.