Обвал акций и кризис доверия: итоги черной недели для Facebook

Обвал акций и кризис доверия: итоги черной недели для Facebook
Торговля персональными данными FB-пользователей обернулась катастрофой для Facebook в финансовом и репутационном смысле. Delo.UA разбиралось в потерях соцсети, а также уроках для остальных

Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook пережила одну из самых страшных для себя недель за последние пять лет. 18 марта британская газета Observer опубликовала информацию о манипуляциях компании Cambridge Analytica с персональными данными около 50 миллионов американцев. Согласно расследованию, эти манипуляции с персональными данными американцев помогли команде Дональда Трампа выиграть выборы. Кроме того, журналисты узнали, что компания занималась подобной схемой во многих странах (от Европы до Африки по всему миру).

Однако, кроме политического и правового аспекта, добавился вопрос технологических монополистов. Именно посредством несовершенной системы хранения персональных данных на Facebook злоумышленникам удалось заполучить весь этот массив информации. Крупнейшая социальная сеть отреагировала моментально, пообещав разобраться и подав несколько исков против британской компании. Основатель компании Марк Цукерберг извинился и пообещал устранить все возможные неполадки. Вокруг темы началась широкая техническая и правовая дискуссия, однако даже спустя неделю социальная сеть не смогла выйти из-под удара.

Болезненный удар по доверию пользователей

Вслед за стремительно разлетевшейся по миру публикацией последовали новые проблемы. Прежде всего компании досталось со стороны рынка — акции за один день просели на 7%, а капитализация компании сократилась на $37 млрд. Сам Цукерберг за несколько часов потерял около $6 миллиардов. Несмотря на то, что падение стоимости не продолжилось в последующие дни, не произошло и минимального отката. А потому речь идет не только о деньгах, но и о доверии к компании — рынок подозревает, что вскоре могут всплыть и другие злоупотребления в вопросе персональных данных.

Цукерберг попытался смягчить удар заявив, что такие события являются "ужасным нарушением доверия пользователей к сети" и пообещал, что компания серьезно займется вопросом защиты персональной информации пользователей. Кроме того, основатель технологического гиганта анонсировал новую масштабную программу по борьбе с неравенством в американском обществе. Правда, это заявление встретили со скепсисом, учитывая явное желание отмазаться от скандала, а также прежних масштабных кампаний (борьба с фейками оказалась не такой простой задачей, как планировали в компании).

Падение Facebook задело и многих коллег по цеху — акции Alphabeth (Google), Amazon и многих других технологических компаний 18 марта также потеряли в пределах 0,5-2% своей капитализации. Правда, в отличие от Fаcebook, на следующий же день акции этих компаний практически восстановили свою стоимость (а если учитывать очередной обвал биржевых индексов, то технологические компании даже укрепили свои позиции в списках крупнейших компаний).

Но репутационный ущерб был сделан — и технические гиганты поспешили убеждать своих клиентов, что они внимательно следят за своими данными.

А некоторые и вовсе пошли на конфронтацию с крупнейшей социальной сетью. Например, один из создателей мессенджера WhatsApp Брайян Актон запустил флешмоб(иронично, что флешмоб запущен в конкурентной соцсети — Twitter) #deletefacebook. Актон призвал ответственных пользователей удалять свои страницы и бойкотировать деятельность компании. И на его призыв откликнулись многие.

Одним из тех, кто решил "наказать" Fаcebook стал Илон Маск. Сначала он даже удивился, что такая соцсеть существует и в ней даже есть страницы его проектов SpaceX и Tesla, а потом и вовсе распорядился удалить эти страницы. В скором времени страницы действительно были закрыты.

И в этой реакции кроется самый болезненный для Цукерберга и всей компании момент — пользователи все меньше доверяют сети. Доказывает это и социологическое исследование компании Ipsos, согласно которому, лишь 41% американцев верит, что Facebook соблюдает законы о защите персональных данных и конфиденциальной информации. В то же время Amazon верят 66%, а Google — 60%.

С миру по критике

Однако и тут проблемы Facebook не заканчиваются — ведь вопрос заключается не только в доверии к компании, но и в соблюдении законов. А здесь параллельно существует целый ряд вопросов: от возможных санкций по отношению к компании до сложности регулирования такого тонкого момента в разных юрисдикциях с разными законами по отношению к конфиденциальной информации.

Первый удар пришелся непосредственно из США — Конгресс США заинтересовался возможным нарушением закона, а также влиянием этого нарушения на внутриполитические процессы страны. Цукерберг заявил, что он готов пойти навстречу Конгрессу и обсудить все интересующие их моменты. И уже в субботу нижняя палата американского парламента пригласила основателя Facebook на слушания.

Не стал молчать и Европейский континент. Немецкая министр юстиции Катарина Барлей потребовала встречу с руководством Facebook в Евросоюзе. По ее словам, речь идет об угрозе для демократии, а потому компании совместно с государствами нужно определить новые правила игры и предохранители от таких ситуаций. С подобными заявлениями выступили и в Еврокомиссии. Там считают, что компания должна дать развернутое объяснение по этой ситуации, поскольку сейчас известна лишь опубликованная часть. Например, ЕС интересует, насколько эта проблема может распространяться на европейских пользователей. И насколько всю эту ситуацию контролирует сам Facebook.

И Европарламент, и Бундестаг уже договорились о публичных слушаниях с исполнительным директором по европейскому направлению, однако до сих пор остается много вопросов.

Например, насколько представители компании сами осведомлены о таких случаях получения персональных данных, а также — каким образом можно решить вопрос с уже слитыми данными.

Вопрос персональных данных уже заставил высказаться и европейские негосударственные организации, и оппозиционных (в том числе и ультраправых) европейских политиков. А давление на правительства будет приводить к давлению правительств на сам Fаcebook.

Еще дальше пошли в Великобритании, где правительство решило не размениваться на встречи с представителями социальной сети, а сразу инициировать правовые механизмы. Согласно информации британских СМИ, правительство планирует обязать крупные технологические компании упростить свою политику конфиденциальности для пользователей. Это позволит клиентам четко понимать, какие их данные как защищены. Кроме того, в правительстве обдумывают, как увеличить ответственность компаний за подобные утечки личных данных.

Проблема XXI века — монополии на персональные данные

Несмотря на существенные репутационные и финансовые потери для Facebook, большинство американских обозревателей сходятся на том, что сама ситуация скорее позитивна. Проблема, скорее всего, возникла уже давно и сложно представить, сколько компаний или же частных лиц покупало такие базы. Это может быть не только вопросом таргетированных посланий, но и банальной безопасности каждого отдельного юзера.

Скандал с Cambridge Analytica также вряд ли смог бы вызвать резонанс и серьезные обсуждения на эту тематику. Проблемы с кибергигиеной многих пользователей обсуждаются давно и характерны даже для высшего руководства одной из крупнейших партий США. Однако участие в скандале Fаcebook выводит угрозу на новый уровень — привычные услуги могут оказаться не такими безопасными, как считалось ранее.

Интерес Евросоюза, США, Великобритании и Канады, а также мгновенная реакция крупнейших игроков рынка (от Google до Amazon) дает надежду на продуктивное решение тех пробоин законодательства, которые ранее игнорировали. И, что также немаловажно, эта ситуация стала серьезным сигналом всем технологическим игрокам — попытка руководства компании замять скандал и скрыть вину Facebook вылилась в серьезные потери на выходе.

И пока Facebook пробует убедить своих пользователей (весьма успешно) и правительства (гораздо труднее) в своей готовности менять мир к лучшему, последним стоит в очередной раз задуматься об угрозах монополий. Только в этот раз речь о монополиях на персональные данные интернет-пользователей.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram