НБУ курс:

USD

41,51

+0,10

EUR

45,16

--0,05

Наличный курс:

USD

41,57

41,49

EUR

45,25

45,00

Отставка главы "Укрзализныци": причины и последствия

Увольнение руководителя ПАО "Укрзализныця" Войцеха Балчуна не стоит рассматривать как последствие бизнес-решений или итог facebook-противостояния с профильным министром Владимиром Омеляном
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

"Вот видишь: раскритиковала вице-премьер-министр жару в вагоне, его сразу и сняли!" — такой шуткой отреагировали мои родственники на отставку главы ПАО "Укрзализныця" Войцеха Балчуна. Экспат из Польши последние несколько месяцев ходил на грани увольнения, но вряд ли интерес топ-чиновницы к температурному режиму в вагонах и даже разгромные публикации в соцсетях от профильного министра Владимира Омеляна стали решающими в этом вопросе.

Работал ли Войцех Балчун и его команда эффективно? В сравнении с предыдущими и. о. предправления компании, а также экс-руководителями нереформированной Администрации железнодорожного транспорта — да.

В отличие от предшественников у него появились команда, полномочия и возможности. В результате удалось повысить зарплату работникам железной дороги, возобновить закупки, постройку и ремонт подвижного состава, более прозрачно и результативно проводить тендеры по дизельному топливу, запчастям, постельному белью и другим необходимым товарам и услугам.

Получилось далеко не все. Но сейчас не стоит на 100% верить тому, кто начнет рассказывать о причинах неудач. Одни эксперты будут акцентировать на нежелании топ-менеджмента "Укрзализныци" заниматься своей работой. Другие — говорить о блокировании процессов плохими людьми, которые хотят выиграть все тендеры, не имея для этого ресурсов и возможностей. Третьи — намекать на сговор между руководством компании и плохими людьми в интересах #самизнаетекого. И этот #самизнаетекто у каждого из экспертов будет свой.

На самом деле "Укрзализныця" с ее масштабами деятельности и огромным штатом — очень важный политический ресурс.

На закупках дизтоплива и других материалов можно накопить достаточно денег для финансирования партии или блока. Получив/сохранив скидку к тарифам на перевозки грузов — заработать сверхприбыли в других отраслях, чтобы использовать их в политической оппозиционной борьбе. А 200-тысячный коллектив с семьями, друзьями, смежниками и бизнес-партнерами — отличный электоральный ресурс, позволяющий легко завести, например, в Верховную Раду Украины несколько лояльных депутатов.

Именно по этой причине борьбу за кресло главы ПАО "Укрзализныця" следует рассматривать как политику, а не как бизнес-процесс. И понять, кто к кому лоялен в конкретный момент времени достаточно непросто. Даже сейчас профильный министр готов выпить шампанское за отставку иностранного топ-менеджера. Но не говорит ни слова о преемнике — первом заместителе профильного министра, с которым у министра еще недавно были непростые отношения. Вплоть до публичных обвинений и замены замков в кабинете.

За последние несколько дней я услышал несколько версий на тему "под чье кураторство" перейдет УЗ. Якобы приближенные к процессам люди один и тот же признак интерпретировали с диаметральной противоположностью. Поэтому происходящие на виду процессы на самом деле гораздо сложнее, чем неработающий кондиционер, коррупция на закупках или ссора между чиновниками. Это результат договоренностей и компромиссов между политическими тяжеловесами, которые хотят или не очень хотят навести порядок в госкомпаниях и целом в экономике страны.

Как сократить влияние большой политики на ж/д монополиста?

Мне кажется, только разделив его на несколько меньших компаний со специализацией по видам деятельности, уменьшив или даже исключив перекрестное субсидирование, повысив прозрачность корпоративного управления. Этот процесс идет с 2014 года, когда началась корпоратизация железнодорожного сектора инфраструктуры страны. Однако завершения, к сожалению, пока не видно. Поэтому кадровая чехарда под видом реформ и борьбы за светлое будущее железной дороги продолжится.

Будет печально, если вирус популизма распространится на соседние инфраструктурные сектора, в которые по кадровым конкурсам не так давно пришли новые руководители. В конце прошлой недели был уволен руководитель государственного порта "Черноморск". Возможно, что очередь на вылет уже сформирована, и вскоре появятся новые жертвы большой политической борьбы. А государственными предприятиями будут управлять топ-менеджеры с приставкой и. о. И им точно будет не до вентиляции вагонов, ускорения перевалки грузов или компьютеризации почтовых отделений.