Отставка главы "Укрзализныци": причины и последствия

Увольнение руководителя ПАО "Укрзализныця" Войцеха Балчуна не стоит рассматривать как последствие бизнес-решений или итог facebook-противостояния с профильным министром Владимиром Омеляном

"Вот видишь: раскритиковала вице-премьер-министр жару в вагоне, его сразу и сняли!" — такой шуткой отреагировали мои родственники на отставку главы ПАО "Укрзализныця" Войцеха Балчуна. Экспат из Польши последние несколько месяцев ходил на грани увольнения, но вряд ли интерес топ-чиновницы к температурному режиму в вагонах и даже разгромные публикации в соцсетях от профильного министра Владимира Омеляна стали решающими в этом вопросе.

Работал ли Войцех Балчун и его команда эффективно? В сравнении с предыдущими и. о. предправления компании, а также экс-руководителями нереформированной Администрации железнодорожного транспорта — да.

В отличие от предшественников у него появились команда, полномочия и возможности. В результате удалось повысить зарплату работникам железной дороги, возобновить закупки, постройку и ремонт подвижного состава, более прозрачно и результативно проводить тендеры по дизельному топливу, запчастям, постельному белью и другим необходимым товарам и услугам.

Получилось далеко не все. Но сейчас не стоит на 100% верить тому, кто начнет рассказывать о причинах неудач. Одни эксперты будут акцентировать на нежелании топ-менеджмента "Укрзализныци" заниматься своей работой. Другие — говорить о блокировании процессов плохими людьми, которые хотят выиграть все тендеры, не имея для этого ресурсов и возможностей. Третьи — намекать на сговор между руководством компании и плохими людьми в интересах #самизнаетекого. И этот #самизнаетекто у каждого из экспертов будет свой.

На самом деле "Укрзализныця" с ее масштабами деятельности и огромным штатом — очень важный политический ресурс.

На закупках дизтоплива и других материалов можно накопить достаточно денег для финансирования партии или блока. Получив/сохранив скидку к тарифам на перевозки грузов — заработать сверхприбыли в других отраслях, чтобы использовать их в политической оппозиционной борьбе. А 200-тысячный коллектив с семьями, друзьями, смежниками и бизнес-партнерами — отличный электоральный ресурс, позволяющий легко завести, например, в Верховную Раду Украины несколько лояльных депутатов.

Именно по этой причине борьбу за кресло главы ПАО "Укрзализныця" следует рассматривать как политику, а не как бизнес-процесс. И понять, кто к кому лоялен в конкретный момент времени достаточно непросто. Даже сейчас профильный министр готов выпить шампанское за отставку иностранного топ-менеджера. Но не говорит ни слова о преемнике — первом заместителе профильного министра, с которым у министра еще недавно были непростые отношения. Вплоть до публичных обвинений и замены замков в кабинете.

За последние несколько дней я услышал несколько версий на тему "под чье кураторство" перейдет УЗ. Якобы приближенные к процессам люди один и тот же признак интерпретировали с диаметральной противоположностью. Поэтому происходящие на виду процессы на самом деле гораздо сложнее, чем неработающий кондиционер, коррупция на закупках или ссора между чиновниками. Это результат договоренностей и компромиссов между политическими тяжеловесами, которые хотят или не очень хотят навести порядок в госкомпаниях и целом в экономике страны.

Как сократить влияние большой политики на ж/д монополиста?

Мне кажется, только разделив его на несколько меньших компаний со специализацией по видам деятельности, уменьшив или даже исключив перекрестное субсидирование, повысив прозрачность корпоративного управления. Этот процесс идет с 2014 года, когда началась корпоратизация железнодорожного сектора инфраструктуры страны. Однако завершения, к сожалению, пока не видно. Поэтому кадровая чехарда под видом реформ и борьбы за светлое будущее железной дороги продолжится.

Будет печально, если вирус популизма распространится на соседние инфраструктурные сектора, в которые по кадровым конкурсам не так давно пришли новые руководители. В конце прошлой недели был уволен руководитель государственного порта "Черноморск". Возможно, что очередь на вылет уже сформирована, и вскоре появятся новые жертвы большой политической борьбы. А государственными предприятиями будут управлять топ-менеджеры с приставкой и. о. И им точно будет не до вентиляции вагонов, ускорения перевалки грузов или компьютеризации почтовых отделений.