НБУ курс:

USD

41,22

-0,00

EUR

45,52

-0,00

Наличный курс:

USD

41,50

41,43

EUR

45,85

45,70

Реформа энергетики: в большое плавание?

Кабмин создал Координационный центр по реформе энергетики, но это только первый шаг на длинном пути. Какие риски и неизбежные трудности ждут Украину при создании нового рынка электроэнергии

Кабмин сделал свой первый большой шаг на пути к созданию нового, конкурентного рынка электроэнергии, который должен прийти на смену отжившей себя постсоветской системе. Этим шагом стало создание специального органа при правительстве — Координационного центра.

В его состав войдут руководители более десятка органов власти: парламентского комитета по ТЭК, министерств энергетики, финансов, соцполитики, экономразвития, НКРЭКУ, фискальной службы, администрации президента и др. А возглавит — вице-премьер-министр.

Почему событие важно?

Координационный центр должен стать своеобразной "тяжелой артиллерией" в имплементации положений Закона о рынке электроэнергии, который заложил основу для преобразований.

От новосозданного органа во многом будет зависеть, будет ли все сделано качественно и в полном объеме.

Опасения не беспочвенны: Украина уже однажды споткнулась на этом. В 2012-м году уже принимался закон о реформе энергорынка, однако его внедрение в жизнь было провалено на этапе разработки и внедрения нормативно-правовой базы.

Сегодня гораздо больше политической воли довести реформу до конца. Есть серьезная поддержка от международных партнеров. Однако все еще сохраняются серьезные риски.

1. Крайне сжатые сроки VS бюрократия. Согласно закону, рынок должен заработать уже в 2019 году. Провести реформу за два года еще не удавалось ни одной стране в Европе. Но и откладывать уже некуда, иначе негативные процессы в отрасли будут лишь усугубляться. Чтобы уложиться в график, организация внедрения реформы должна быть близка к идеальной.

Вместе с тем пока сложно говорить, что инертность и желание переложить ответственность с себя уже покинули кабинеты чиновников.

Координационный центр должен стать высокоуровневой платформой, где будут определяться
роли и синхронизироваться действия. Там должны "сверяться часы", приниматься необходимые решения, урегулироваться проблемы.

2. Дискуссии о технических деталях. Подписанный закон регламентирует основные правила работы нового рынка электроэнергии. Но отдельные нюансы зависят именно от содержания подзаконных актов, и на них могут быть разные взгляды. В разных ветвях органов власти, среди участников рынка, экспертов.

Важно, чтобы попытки урегулирования таких нюансов не превратили реформу в неподвижный воз из известной басни. Задача Координационного центра — находить баланс между разными мнениями и вырабатывать согласованную позицию, учитывающую интересы всех сторон.

3. Утверждение подзаконных актов. Около 95% всех документов в рамках реформы должна утверждать Национальная комиссия регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Однако уже осенью этот госорган рискует стать недееспособным из-за срыва предусмотренной законом периодической ротации его членов. Часть из них в конце ноября должны будут покинуть свои должности, но назначение новых пока под большим вопросом, поскольку Рада, Кабмин и Президент не делегировали своих представителей в номинационную комиссию.

Это значит, что подзаконные акты для запуска рынка могут быть разработаны вовремя, но рискуют остаться без подписей и печатей.

Есть надежда, что работа в составе Координационного комитета заставит представителей госорганов по-новому взглянуть на важность формирования состава НКРЭКУ и ускорит выход из этой тупиковой ситуации.

4. Низкая информированность потребителей. Реформа проводится в значительной степени для потребителей. И поэтому ее успех будет зависеть от того, как будут восприняты изменения. Сейчас если клиенты энергокомпаний и слышали о новом рынке, то в основном лишь отрывочно.

Одна из главных задач — понятным и доступным языком объяснить, зачем нужна реформа, какие последствия она несет для потребителей электроэнергии, для электроэнергетики, для страны.

В конце концов, реформа рынка электроэнергии — это историческое событие для Украины,
которое повлияет на развитие экономики страны, социальную сферу, евроинтеграцию. Разве
может столь важный процесс происходить без вовлечения первых (или, ладно, пусть вторых) лиц госорганов?

Если посмотреть на пример Польши, там реформу лично курировал премьер-министр, чуть ли не на каждодневной основе.

Само по себе создание Координационного центра еще не значит, что в Украине реформе будет уделяться столь же значительное внимание. По сути, пока выполнена лишь предусмотренная законом формальность. Если снова вернуться в 2012-й, то и тогда центр запустили де-юре. Но де-факто он даже ни разу не собрался на заседание.

Будем надеяться, что на этот раз государственные мужи не наступят на те же грабли и будут
активно вовлекаться в работу по воплощению реформы, проявляя инициативность и беря на себя ответственность. Ведь чем выше уровень команды корабля, тем больше шансов на его успешное, большое плавание.