Рынок ресторанных франшиз в Украине достиг 52 млрд гривень

Рынок ресторанных франшиз в Украине достиг 52 млрд гривень
Сегодня насчитывается около 80 предложений франшизы в сфере общепита, при этом обороты этого рынка составляют 52 млрд грн в год и постепенно возвращаются к докризисным 65-80 млрд грн
Адаптуйте бізнес-стратегію до сучасних викликів разом з управлінцями «Біосфера», Ajax, Bolt, Prom.ua, Uklon та ще понад 60 топових компаній
13 грудня на GET Business Festival отримайте перевірені стратегії залучення інвестицій для бізнесу, просування продукту онлайн та цифровізації бізнесу.
Забронювати участь

Согласно исследованиям компании Poster франшизу на территории Украины предлагают более 550 компаний, более половины из которых — крупные и хорошо известные бренды. Более 65% рынка франшиз — отечественные компании, вторые по значимости в стране — франшизы из США и Европы.

В сфере общепита в Украине на сегодняшний день предлагается около 80 франшиз. Лидеры — кофейни и пекарни, фаст-фуд и стрит-фуд, то есть проекты работающие в низком и среднем ценовом сегменте.

Инвестиции в открытие популярной точки общепита по франшизе составляют от 130 тыс. грн (мини-пекарни, фуд-траки, мини-кофейни и островки) до 4-5 млн грн.

Привлекательность инвестиций в открытие собственного кафе или ресторана по франшизе постепенно растет. Несмотря на то, что последние три года украинцы тратят менее 3% своих доходов на рестораны и кафе, начиная с 2017 года, этот показатель начинает медленно расти. На рынке франшиз за год появляется около 10 новых предложений в сфере общепита, а франчайзинг можно смело включать в двадцатку перспективных направлений бизнеса в Украине на ближайшие 3-5 лет.

Что нужно учитывать

Бизнес по франшизе считается вполне безопасным, поскольку конечный потребитель уже знаком с той или иной торговой маркой. В обмен на роялти и паушальный взнос покупатель франшизы получает готовое решение, без бюрократической возни и рисков, связанных с запуском бизнеса с нуля. Однако и здесь есть свои подводные камни.

Не всегда франшизные компании следуют правилу "мой клиент — твой клиент", они просто продают бизнес-модель, и им все равно, у кого ты покупаешь продукты, и кого берешь на работу. В конечном счете, страдает репутация обоих. Добросовестный владелец франшизы поможет выбрать точку, проконсультирует по наиболее проходимым местам, даст рекомендации по оформлению витрин, особенно если речь идет о магазине или кафе.

Покупка франшизы — это в первую очередь выбор партнера. Некоторые бренды продают только упаковку и бизнес-модель, остальное оставляют на откуп франчайзи. Но так придется разбираться в новом бизнесе и все риски нести самому. Другой вариант работы с франшизой: владелец франшизы помогает с открытием проекта и принимает часть решений по управлению, арт-части и маркетингу так, чтобы у партнера был постоянный положительный финансовый поток.

Инвестиции в открытие популярной точки общепита по франшизе составляют от 130 тыс. грн (мини-пекарни, фуд-траки, мини-кофейни и островки) до 4-5 млн грн.

Один из главных вопросов (при прочих равных): цена франшизы и сумма стартовых затрат. Необходимо оценить и другие условия, например, порядок выплаты роялти. Например, чтобы стать владельцем франшизы от сети ресторанов "Мафия" паушальный взнос составит около 1 млн грн, сумма инвестиций около 700 евро за 1 кв. м площади, окупаемость составит от 24 до 36 месяцев. Отметим, что некоторые бренды, особенно западные, требуют роялти сразу, даже если торговая точка еще не открылась.

О рентабельности франшизы можно судить по маржинальности (соотношению прибыли к выручке) и по соотношению прибыли к стартовым вложениям. В ресторанном бизнесе маржинальность традиционно высока, особенно в более мелких форматах "кафе-мороженое" в торговых центрах. Владельцам таких решений удается удерживать сумму стартовых вложений на приемлемом уровне и поэтому франшиза может стать рентабельной гораздо быстрее через полгода, а то и раньше.

Раскрученный бренд — не всегда гарантия успеха, поэтому стоит заранее обсуждать условия партнерства: по аренде оборудования, взаимодействию с поставщиками и подрядчиками, использованию технологий, технической поддержке. До сделки изучить план запуска проекта, продумать ответственных за каждый этап.

Еще один важнейший вопрос — репутация самого бренда владельца франшизы. Очень неплохо, если у него есть достаточный опыт управления своей собственной сетью в течение как минимум нескольких лет. А ведь бывает и так, что франшизу начинают продавать практически "с чистого листа". Хорошо если у франчайзера есть успешный опыт взаимоотношений с арендодателями. Не поленитесь изучить вопрос и с регистрацией торговой марки.